Детонационного воспламенения, которое присуще бензиновому двигателю, в дизельном практически не бывает (если не прав - поправьте). Природа жесткости работы дизеля другая.
Вот как описывают детонацию в моторах с искровым зажиганием:
"Часть рабочей смеси, до которой фронт пламени доходит в последнюю очередь, нагревается в результате поджатия (увеличение давления от сгорания) до температуры, превышающей температуру самовоспламенения. Несмотря на это, при нормальном сгорании самовоспламенение последней порции смеси не происходит, так как для его развития не хватает времени. Если же период задержки самовоспламенения окажется настолько коротким, что в последней порции заряда возникнут очаги воспламенения от поджатия, то такое самовоспламенение может приобретать взрывной характер. При этом возможны возникновение и распространение по заряду ударных волн, которые со своей стороны способствуют самовоспламенению хорошо подготовленной к нему смеси.
Сгорание в цилиндре двигателя с искровым зажиганием последних порций заряда после его объемного самовоспламенения, сопровождающееся возникновением ударных волн, называют детонационным. Скорость ударных волн может достигать 1500 м/с, что во много раз превышает скорость распространения фронта турбулентного пламени."
Считается что в дизеле детонация не происходит.Вот к примеру выдержка:
"В первую очередь сгорают однородные слои смеси топлива и воздуха,хорошо перемешанные между собой. При этом пламя распространяется очень быстро, соответственно быстро растет давление, в определенных случаях с образованием ударной волны, распространяющейся со скоростью звука. Но в отличие от двигателей с искровым зажиганием в дизелях эти волны не переходят в детонационные, так как структура смеси по всему объему камеры сгорания неравномерна."
Я тоже задумывался над этим вопросом.Вроде по книгам не происходит,но если сравнить повреждения ГБ бензинового мотора(мелкие множественные углубления) по периметру окантовки ПГБ(их происхождение известно-детонация),с похожими повреждениями на головках дизельных моторов(при разносе на масле),то можно заметить явное сходство.
Мне кажется,что такие факторы как:поступление в цилиндр на такте впуска воздуха,несущего с собой частицы масла с дизтопливом(туман) и впрыск перегретого топлива сильно изменяют картину горения в цилиндре.Так что всё возможно,даже то,что в принципе не возможно при нормальной работе.
Если уже заговорили о бензомоторах,то вспомнилось калильное зажигание.Что мешает перегретому топливу,становящемуся паром на выходе из сопла,тут же загореться?Если не от самого раскаленного распылителя,то от того что в цилиндре уже горит смесь масла с воздухом?По мере прожигания сопла,воспламенение будет начинаться раньше и раньше,в пределе-сразу после запорного конуса.