У дизеля тоже есть понятие смесь только соотношение не бензина к воздуху 1:16.7, а соляры к воздуху 1:16.4. Я не претендую на исключительность но дымность дизелей старых лет выпуска при резком нажатии на газ мне кажется объясняется тем что воздух подается более инерционно в камеру згорания чем топливо, т.е. топливо подается быстее соответсвенно и не згорает полностью отсюда и темный дым.
Процесс смесеобразования в дизелях присутствует, естественно, но этот процесс происходит в рабочем цикле, т.е., когда в сжатый воздух впрыскивается топливо и начинается активное перемешивание и одновременно горение. Однако процесс смесеобразования в дизеле в корне отличается от смесеобразования в бензинке. В бензинке смесь, уже приготовленная подается в камеру сгорания, оттуда и идут понятия "богатая смесь, или "бедная смесь". Давайте эти понятия там и оставим. В дизелях используется понятие "избыток воздуха" и его коэффициент. Это так, для общего развития.