Для тех, кто зашел по ссылке и совершенно не ориентируется в форумах: мне пришли сообщения с просьбой продолжать писать впечатления о поездке. Не переживайте - пишу. На всякий случай, посмотрите в самый верх, там, где написано название темы "Поездка на родину отца". Вверху, слева. Там, над этим заголовком написано "Страниц" и цифры 1,2. Нажмите на цифру два, это вторая страница, там продолжение рассказа. Стараюсь каждый день сбрасывать по листочку, может быть страниц будет и больше.
Извините, выделил красным цветом лишь с целью, чтобы вы обратили внимание.
просьба сильно не "пинать". Что на сердце было - теми впечатлениями и поделюсь. Кому не интересно - можете не читать. Буду сбрасывать по страничке раз в день или в два дня. Если будут комментарии - можете писать. Чуть позднее отделю их в отдельную тему, чтобы не захламляли сам сюжет.
С возрастом большинство из нас изменяется. Речь не о внешности, а о внутреннем мировоззрении и восприятии некоторых аспектов, на которые в молодости, да, порой и старше, мы не обращаем особого внимания, считая их сентиментальностью и не заслуживающими внимания. И только гораздо позднее начинаем понимать, что именно они гораздо важнее, чем вся та бытовуха, которая окружает нас каждый день.
Для начала небольшое вступление. Своих дедушку и бабушку по отцовской линии никогда не видел, они умерли еще до того, как я появился на свет. Когда был моложе, хотел съездить на родину отца, но, честно признаюсь, особого рвения не проявлял. И до смерти отца сделать это так и не получилось. А в конце прошлого года что-то во мне проснулось, очень захотелось все же посетить родину своих предков, тем более, что посмотреть действительно было на что. Речь не только о природе, а она, как оказалось, там уникальна, но, кроме этого, хотелось воочию почувствовать родственные связи. Вот здесь самое интересное. Дело в том, что большинство знает свою родословную обычно до имени своего деда, мне же повезло в этом отношении. Моя тетка Елизавета Петровна в семидесятых годах прошлого века вместе со своим двоюродным братом Кузьмой Григорьевичем специально ездили в Керчь к своей тетке, которой было в то время уже 96 лет, при этом она была в здравом уме и с отличной памятью, и записали с ее слов историю села Бур Катанского района Иркутской области, а также все родственные связи фамилии Кузаковых. Основателем села был мой пра-прадед, это было в 1820-24 году. А первые упоминания в архивных источниках о появлении Кузаковых на севере Иркутской области относятся к шестнадцатому веку.
При всех этих возможностях, я сильно не влезал во все эти родственные связи. Ну есть родственники и есть, а их действительно много. Когда был отец, все хотелось посидеть с ним, попросить, чтобы он рассказал о своей молодости, поставить магнитофон и записать все его рассказы. Тем более, что послушать и записать реально было что. Да так и не получилось, у большинства, скорее всего, точно такая же ситуация. Обращаюсь к вам от всего сердца: не теряйте время, не ждите, когда у вас появятся свободные минуты, поговорите со своими родными, запишите их рассказы. Упустите такую возможность – второй такой возможности у вас может и не быть. И ваши дети никогда не узнают о ваших отцах, матерях, дедах, бабушках и т.д. А ведь история повторяется. Ваши правнуки не будут знать о вас, вы просто «канете в лето», потеряетесь во времени, ваши потомки не будут знать даже вашего имени. Да и сами вы станете людьми «без рода и племени», если не будете знать как звали ваших предков.
Короче, созвонился с двоюродным братом, его брат, профессиональный охотник, живет с женой в Буру. Они согласились принять нас и все показать. Но я до последнего не решался ехать. Во-первых, это 1000 км на север от Иркутска до Усть-Кута по хорошей асфальтированной дороге, а затем еще 300 км опять же на север, из них почти половина – по зимнику. Во-вторых, зима, а у нас морозы – не как в европейской части. Нам с женой не привыкать ездить на очень большие расстояния, не раз приходилось за поездку проезжать до 17-18 тысяч километров, но по зимнику до этого никогда не ездили, поэтому, честно скажу, небольшой мандраж был. Расспросил о дороге, просмотрел все варианты маршрута, скачал карту, установил навигатор, проверил на компьютере правильность прокладки маршрута до самого конца. Пробил погоду на неделю, вроде бы все нормально сходилось – в течении недели температура в Иркутске должна была быть в пределах (-) 10 – (-) 20 градусов. Прикинул, что в северных районах должно быть градусов на 10 ниже. Минут 30 – это, в принципе, не такая уж и низкая температура, вроде бы не страшно ехать (каким же наивным я был!!!). Но вот зимник – это уже гораздо серьезнее. Большинство, возможно, знает хотя бы «понаслышке», что это такое. Для тех, кто не знает, зимник - это дорога, которая функционирует только в зимнее время года. В остальное время года – она непроходима для подавляющего большинства транспорта, за исключением гусеничных вездеходов. Даже грузовые колесные вездеходы с приводом 6x6, типа Камаз, Краз или ЗИЛ 157 по этим дорогам не пройдут. Это сплошные топи и болота. Функционировать зимники начинают обычно с середины- конца декабря, по конец марта-начало апреля. Если не уложиться в этот интервал – есть риск оставить машину на зимнике до следующего года или же транспортировать ее каким- то очень серьезным средством.
Добавлено спустя некоторое время
Чтобы не «грузить» людей нашим ожиданием прибытия в определенный день, решили, что доедем до Усть-Кута, туда нам нужно было по личным причинам, а дальше – как получится. Поедем по зимнику, если дорога будет очень тяжелая – развернемся и вернемся обратно. Выехали из Иркутска уже поздновато, после четырех часов дня, в Братске (шестьсот с лишним километров) были уже после полуночи, переночевали возле заправки, а утром еще затемно поехали дальше. В принципе, ничего необычного до Братска нет, обычная дорога, обычная природа, почти как в Иркутске: сосна, иногда береза попадается. В Братске пересекли Братскую ГЭС, третья по мощности в России, достаточно большая высота. Сам город очень сильно разбросан территориально. Но как только направились в сторону Усть-Кута, природа начала понемногу меняться – стала появляться ель, но все же не так часто. Много леспромхозов, лес вывозится в очень большом количестве. Временами видны огромные вырубки, где лес просто наголо вырезан. Очень сомневаюсь, что здесь занимаются восстановительными работами по посадке деревьев на этих участках. Все делается по принципу – урвать побольше. Понравился транспортный узел Видим по дороге. В Усть-Кут к родственникам приехали перед обедом. Из Усть-Кута выехали в три часа дня. Природа начала на глазах меняться.
Оторвусь на немного от рассказа. Мне вспомнился один эпизод из жизни конца семидесятых годов. Помню, что учился еще в школе и как-то прочитал в газете или журнале, уже не помню точно, географические задачки. Все вопросы уже не помню, но почему-то в голову врезался один: какое самое распространенное дерево? Причем не в России, а в Советском Союзе. Тогда слово Россия отдельно от Советского Союза вообще крайне редко употреблялась. Думаю, что это было обусловлено чисто политическими аспектами. Кто постарше, наверное, это помнят. Ладно, не об этом речь, а о природе. Недавно задал этот же вопрос друзьям, он оказался относительно трудным для большинства. А вообще интересно: многие ли с первого раза смогут правильно ответить на него? По крайней мере меня этот вопрос тогда сбил с толку, я не смог правильно ответить на него. Тогда я посчитал, что самыми распространенными деревьями являются сосна и береза. Оказалось, что ошибался и причем серьезно. Самыми распространенными являются лиственница, ель, сосна уже после них. Тогда я не понял: почему так? Спросил у отца, он объяснил, что лиственница и ель действительно являются самыми распространенными деревьями, поскольку ореол их произрастания – практически вся Сибирь, Якутия и северная часть Дальнего Востока, ну и в европейской части на севере. Тогда я поверил отцу на слово, но осознать сам смысл сказанного не смог, просто по причине того, что не понимал истинных размеров ни Советского Союза, ни России. Доходить это до меня стало гораздо позднее, когда проехал Россию с самого востока до запада. Но даже когда стал осознавать ее размеры в длину, все равно не понимал, почему лиственница и ель – самые распространенные деревья, поскольку во всех этих поездках никогда не видел, чтобы ель и лиственница были хоть в какой-то мере значительно распространены. Буквально на днях воочию понял – почему же это именно так. Только когда приехал на родину моих предков.
После Усть-Кута природа действительно начала меняться. Стали гораздо чаще появляться ель и лиственница, но особенно это проявилось, когда начали подъезжать к цели самого маршрута и свернули уже непосредственно на сам зимник. До деревни оставалось около ста километров. Сам вид окружающего леса также изменился. Если до этого на деревьях было не очень много снега, собственно, как и во всех других регионах, то здесь буквально на глазах стало видно, что практически все деревья покрыты шапками снега. Сначала увидел, но не осознал почему так, просто обратил внимание, что лес стал каким-то красивым и нарядным, словно в снежных шубах. Как в сказках или в фильмах, но в фильмах обычно специально подбирают момент, когда снег только выпал и все нарядно. А через день или два подует ветер, весь снег осыпется и стоит голый лес, ну или его совсем немного на хвойных деревьях. Думаю, что все это видели много раз у себя. Но здесь снежные шапки на деревьях здоровенные, непривычно это. Понял причину уже когда приехал в деревню, при движении в автомобиле этого не понять – ветры там не частые и снег с деревьев сдувает очень редко. Вот красота и создается натуральная, а не искусcтвенная. А когда едешь ночью, то эти огромные сугробы на деревьях и бревнах, лежащих вдоль дороги, в свете фар от автомобиля создают иллюзию, что попал в какое-то сказочное царство и из леса начинают выползать разные чудовища. То змея какая-нибудь ползет, то заяц сбоку от дороги, то медведь. И все здоровенные, и белые. 😊 Не страшно, просто очень забавно. Но это когда в машине, в тепле, и свет от фар заливает все пространство перед тобой. А потом задумаешься: а если не в машине в тепле сидишь, а по дороге ночью зимой пешком идешь и рядом волки бы завыли? Как себя бы чувствовал? Наверное, не очень приятно было бы. Кстати, про волков и медведей еще расскажу позднее. Городской житель к такому не привык, да и в деревнях такого практически не увидишь.