поездка на родину отца

  • 36 Ответов
  • 3640 Просмотров
*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #15 : 08 Марта 2021, 06:52:52 »
   Небольшое отступление. В предыдущем абзаце у меня написано «пока мы находились в Буру». Те, кто привык к правильному литературному языку, наверняка захотят меня поправить: надо говорить и писать «пока мы находились в Буре». Чисто литературно вы правы, но местное население говорит именно «в Буру». Это я помню еще из бесед отца, его сестер Елизаветы Петровны и Улиты Петровны, их племянника Юрия, когда они разговаривали между собой. Можно, конечно, сказать, что неграмотное население привыкло так говорить, но зачем повторять их ошибки? Что интересно, отец был очень грамотным человеком, ошибки при письме совершал крайне редко, речь была поставлена очень хорошо. Елизавета Петровна не просто очень грамотная и образованная была, именно она как раз и начала первой создавать родословную нашего рода, именно она первой поняла важность этого дела. Улита Петровна была учителем русского языка и литературы и в возрасте старше восьмидесяти лет приводила наизусть такие цитаты из произведений и стихотворений классиков, что просто поражала меня своей памятью и эрудицией. Так что необразованность здесь не причем. Это просто местный говор. Кстати, название села Бур происходит от эвенкийского «остров на реке». До появления нашего прапрадеда Селивёрста в этих местах обитали кочевые эвенки, которые пасли оленей, перегоняя их из одного места в другое, их еще называют чаще тунгусами по месту расселения – река Нижняя Тунгуска. Вот от них и пошло название села Бур. Про эвенков не все слышали, а про тунгусов, думаю, что многие – по названию фильма про снайпера во время Великой Отечественной войне, по книге Угрюм-река, новый фильм по которой скоро появится на экранах телевизоров. Сюжет книги Угрюм-река, кстати, разворачивается не так уж далеко от мест, которые описываю. Еще интереснее то, что в роду Кузаковых имеется эвенкийская (тунгусская) ветвь. И это мой прапрадед, имени которого, к сожалению, так никто и не узнает. Это другая история, многим она, думаю, не интересна, поэтому не стану на ней останавливаться. Но что интересно, в родне это порой очень хорошо прослеживается по чертам лица, скул, разрезу глаз. Но не у всех. Когда родился отец, мой дед решил показать его эвенкам, которые жили в селе: вот мол, родился еще один тунгус. А они посмотрели на него и говорят: «Нет, это не тунгус. Это лючи.» По эвенкийски  Лючи – это русский. Так за ним и закрепилось прозвище Лючи на его родине.  Но моя мама, когда была недовольна отцом, наоборот постоянно говорила ему: «У, вредный тунгус!» 😊 Что интересно, у меня тунгусских черт вроде бы нет, а вот у брата Олега они немного просматриваются.

Добавлено спустя некоторое время 
   Поднялись выше, где раньше размещалась геологическая партия. Достаточно много очень больших, по меркам деревни, деревянных домов, некоторые из них уже разрушены. Но они абсолютно не похожи на деревенские дома, слишком большие, слишком высокие. Вначале просто не понял почему они так странно выглядят здесь, в чем дисгармония? Только в том, что большие и высокие? Но ведь мы привыкли, что обычно государственные или общественные здания всегда большие и высокие, больше того, это кажется нам вполне естественным и обычным. А здесь я почувствовал, что они не вписываются в общую картину деревни, как бы инородное тело для нее. На тот момент так и не понял, в чем же была инородность, что меня смутило тогда при виде этих домов. Только сейчас начинаю понимать, в чем причина. У обычного деревенского дома в подавляющем большинстве случаев присутствуют какие-то пристройки к нему, сени, веранда и т.д. Сени выполняют множество функций – это и возможность хранения продуктов, чтобы не идти за ними куда то во двор, и дополнительное утепление дома, поскольку при открывании дверей в сам дом тепло сначала попадает именно в сени, в конце концов, при сильных морозах там есть возможность согреться собакам или мелкой скотине. А здесь ровная четырехугольная коробка здания и всё, причем высота дома совершенно не обоснована с точки зрения экономии тепла. Тепло всегда поднимается вверх и для того, чтобы протопить такое здание, потребуется очень большое количество энергии, дров, а с учетом того, что окна в этих домах также были очень большие, то это еще большее растранжиривание. В деревне никогда не пойдут на такие огромные бессмысленные траты, это претит здравому смыслу любого сельского жителя.
   Ещё большее напряжение вызвали молчание и тишина, стекол в домах нет, некоторые окна заколочены, ни одного человека. Ощущение полной запущенности и разрухи. А ведь здесь в восьмидесятые проживало до 500 геологов, были построены столовая, клуб, спортзал, общежития, две водокачки. Недалеко было обнаружено богатое месторождение калийных солей, предполагалось, что оно будет разрабатываться, сюда проведут железную дорогу. Но начались девяностые, Союз распался, геологическая партия на глазах стала хиреть, техника приходить в упадок, некоторые дома стали разбирать по бревнам.
    Никак не мог понять, что же самое главное вызвало такой диссонанс во мне, когда осматривал и фотографировал это место. Даже вчера, когда начал описывать его, не мог выразить основную мысль и чувства. Только сегодня понял: в деревне замерло время, но жизнь продолжается. Медленно, неторопливо, размеренно, но она движется, не так как у нас на материке, и уж тем более, как в городах и мегаполисах, но здесь жизнь, и здесь ощущалось тепло, когда мы шли по деревне, несмотря на трескучий мороз на улице. А вот на месте бывшего размещения геологов замерло не только время, но и сама жизнь. Здесь ощущался холод, не телом, а душой. Это было как кладбище затонувших кораблей. Точнее, кладбище затонувших надежд.
« Последнее редактирование: 09 Марта 2021, 05:51:08 от dieselirk »

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #16 : 10 Марта 2021, 05:57:53 »
   Как память о тех временах в селе осталось три стареньких ЗИЛ-157, два гусеничных вездехода, большинство из них на ходу. Некоторые из них переделали, на гусеничный вездеход установили вместо бензинового двигателя дизель. Что интересно, очень даже неплохо работает, буквально при мне его как раз завели. Меня это очень удивило, все-таки на улице было почти под сорок градусов мороза. Оказалось, что на нем установлен подогреватель и с ним старенький дизель заводится без проблем.
   Когда мне сказали, что недалеко от дороги стоит Трумен, я в начале не понял, о чем же идет речь, и посчитал, что увижу Studebaker US6, выпускавшийся американцами во время Великой Отечественной войны и поставлявшийся в Советский Союз по лендлизу. Удивлению не было предела, неужели здесь, вдалеке от цивилизации, сохранился экземпляр этой машины? Этого не должно было быть ни при каких условиях, но вдруг? Дело в том, что во время войны американцы наладили отправку к нам своих самолетов через Аляску и Берингов пролив. Американцы доставляли их до пункта Фербенкс на Аляске, затем советские летчики инспектировали, принимали их и дальше уже истребители и бомбардировщики самостоятельно летели через Берингов залив на Чукотку, а затем через Сеймчан-Якутск-Киренск в Красноярск. В Киренске находился базовый аэродром, на который приземлялись американские самолеты, и я даже помню воспоминания отца, что над ними дважды пролетал самолет, возможно это были заблудившиеся и сбившиеся с трассы. А не долетевших до Красноярска самолетов действительно было много. Если вы посмотрите на карту России и отметите названные выше точки, то поймете, что даже в современное время – это в подавляющем большинстве непроходимая тайга и болота, где дорог практически нет. А описанное выше происходило в начале сороковых, когда даже элементарных вещей не было. Все доставлялось только по реке, на лошадях или оленях, крайне редко на гидросамолетах. К тому же возможности связи посредством радиостанции были также крайне ограничены. Поэтому очень часто самолеты не долетали до основных и вспомогательных баз размещения аэродромов и просто пропадали в тайге. Мне сестра Вика рассказала, что уже в советское время в Киренск приезжали американцы и летали на место гибели американского самолета почтить память погибшего экипажа.
   Поэтому, когда услышал про «Трумен», у меня была какая-то надежда, что вдруг для организации трассы при создании промежуточных аэродромов базирования использовались также и американские грузовики. Грузовик стоял полностью занесенный, шапки снега полностью скрывали его. Мы немного смели с него снег, но нормально рассмотреть не получилось, слишком уж много снега на него было наметено. Уже позднее, когда просматривал видео, понял, что ошибся, это был ЗИЛ-157. Именно его водители обычно раньше и называли Труменом.
   Посвежее машин в деревне не много, поскольку пользоваться ими можно только когда открывается зимник, в другое время, как уже говорил ранее, выбраться отсюда по дороге практически невозможно. В поселке стоит большой грузовик, марку не посмотрел. По словам Валеры получалось, что в прошлый год к ним зимой заехало сразу три грузовика с неисправностями. Два водители отремонтировали и им удалось уехать по зимнику, а этот так и остался у них. Удастся ли его отремонтировать – неизвестно. Может быть так и врастет в землю.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #17 : 11 Марта 2021, 06:35:51 »
   Валерий повел меня к сестре Екатерине и ее мужу Аркадию, они обещали показать школьный музей, рассказывающий об истории села. Зашли к ним домой и нас, уже с порога, стали приглашать за стол. На меня опять нахлынуло стеснение. С трудом удалось убедить, что только что из-за стола и есть не хочу. Тогда они достали фотографии родственников и стали показывать знакомые лица, которых знал и до этого. А несколько из этих фотографий видел и раньше в нашем семейном альбоме или у сестры отца Улиты Петровны. Как тесен мир! Некоторые из снимков даже переснял себе на телефон, вдруг в дальнейшем окажется, что на них родственники, о которых я до этого не знал.
   Взяли ключ от школы и пошли смотреть музей. Школа небольшая, деревянная, учеников совсем немного, выпускников в год выпускается от одного до трех человек. Всего. Вплотную к школе находится детский сад, там вообще лишь четыре ребенка. Когда просматривал интернет, уже познакомился с сайтом школы, некоторое представление о школе и музее имел. Но одно дело читать в интернете, другое – своими глазами увидеть. А посмотреть действительно есть на что, тем более многого вы просто не найдете в большинстве даже районных музеев, не то, что в обычных деревенских. Некоторые экспонаты не увидите даже в областных музеях, просто по причине того, что этого там не может быть по определению. Много ли музеев вы видели, где свободно лежит, например, здоровенный бивень мамонта или его кости, зубы, коленная чашечка? А здесь обычная деревенская школа и привезли все эти экспонаты не откуда-то издалека, а нашли совсем недалеко от села. Причем по рассказам жителей, даже геологи особенно не проявляли интерес, когда встречались с подобными находками, некоторые лежали нетронутые порой по несколько лет. К сожалению, в отличие от Якутии, здесь не вечная мерзлота и остатки мамонтов сохранились не так хорошо. Когда происходит вымывание остатков из грунта – высокая температура летом приводит к быстрому их разложению и в результате остаются лишь кости. В музее находился бивень мамонта еще больших размеров, но его увезли в музей в районный центр  Ербогачён . Говорят, что во время пожара, он был утерян.
   Очень много деревенской утвари начала прошлого века, ручной ткацкий станок, на котором ткали ткань для одежды, гармонь, патефон, старые фотоаппараты и другие вещи. Что меня поразило больше всего – даже не сами вещи, а отношение жителей к этим вещам. Такое впечатление, что они не осознают, что это музей, старые вещи, в чем-то уникальные. Для них – это то, чем они совсем недавно пользовались, просто обычные вещи. Когда Валера стал крутить с бешенной скоростью ручку патефона, чтобы завести его и продемонстрировать как он работает – у меня рот открылся, глаза расширились и я стал его просить, что не надо этого делать. А он говорит: да это я его в музей принес, он играл, на нем еще пластинка должна быть с песнью «Валенки». Я был просто потрясен! Сначала бы ступор, непонимание происходящего. Ну как же, это ведь музей! Нужно уважать историю, бережно к ней относиться, вдруг что-нибудь сломается! В тот момент я не понял и не осознал происходящего, было просто удивление и непонимание того, что вижу. Сработали шаблоны, которые заложены у нас в голове с детства. Уже позднее до меня стало доходить: для местных, это не история, это реальная жизнь, окружающая их. Это мы, городские, прибывшие с материка, смотрим на все эти вещи как бы со стороны, «из-за стекла», рассматриваем экспонаты, расположенные на столиках. А для них нет этого «стекла», отделяющего нас от этих экспонатов. Они живут там, непосредственно с этими вещами, это мы для них находимся «за стеклом». Это мы - экспонаты, на которые они дивятся и не понимают, как же так можно жить? Как можно до такой степени измениться, чтобы забыть человеческие правила, которые в их понятии обычны и обязательны для каждого, а для большинства из нас – являются пережитком прошлого, ненужным к исполнению в наше современное время, грузом, отягощающим нашу свободу.


*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #18 : 12 Марта 2021, 06:53:20 »
   Вспомнился рассказ Валеры и Татьяны. Местные жители, если имеется финансовая возможность, стараются к старости все же выбраться на материк, в город, тяжеловато после шестидесяти-семидесяти содержать дом, да и здоровье уже не то. Делается это либо по официальной программе переселения из районов Крайнего Севера, либо самостоятельно приобретают квартиры поближе к родне или где просто хотелось бы жить. По официальной программе переселиться практически невозможно, очередь идет крайне медленно. Так вот их знакомый приобрел квартиру в городе. Мусорные контейнеры находятся очень близко возле их подъезда и однажды их содержимое загорелось, то ли бомжи подожгли, то ли ребятишки баловались, не понятно. Речь не о том. Их знакомый поднял весь подъезд на тушение этого пожара, обежал все квартиры в подъезде. А теперь взглянем на эту же ситуацию с позиции обычного городского жителя. 😊 В большинстве случае, максимум, кого мы знаем по подъезду – это тех, кто живет на вашей лестничной клетке на одном этаже. Живущим на других этажах, в лучшем случае, киваем головой в качестве приветствия. Живущих в других подъездах можем даже вовсе не знать, а порой и в глаза ни разу не видеть. Лезть в какие-то отношения с соседями – это табу, только если они тебя затопят или у них постоянный грохот и крики по ночам! А здесь посторонний мужик врывается вам в квартиру и требует всех на тушение какого-то пожара, который вам, собственно, нафиг не нужен! Пожарники или еще кто-нибудь там и без вас потушат! Вас это не касается. Правильно описываю? Как считаете, многие в такой ситуации кинутся тушить какие-то там мусорные бачки, многие поднимут зад от дивана и телевизора? Не поверите, но вышли и потушили. А этот знакомый там сейчас организовал весь подъезд, своего рода заводила. Вот что значит – неравнодушные люди!
   В 2018 году пожар вплотную подошел к селу Бур, на защиту встало все население поселка. Помогла пожарная авиация. Если бы не общая сплоченность – отвоевать село не удалось бы, сгорело бы все. Как видите, поступки и характер местного населения формируется жизненными условиями.
   А лес здесь горит в последнее время очень часто. И это не случайность. Его сознательно поджигают в летнее время незаконные лесорубы, чтобы создать низовой пожар. Затем в лесничества подают заявку на то, что лес поврежден, за взятку на участки выписываются фиктивные документы, что лес не подлежит восстановлению и требуется его удаление. Всё, теперь можно вырезать его в любом количестве. Беззаконие творится в огромных размерах. Но дело не только в том, что лес вырезают по фиктивным документам, основная проблема еще и в том, что при таких поджогах возникают не только низовые пожары, но и настоящие серьезные пожары, в результате которых начисто выгорают огромные территории. А ведь это не только лес, это еще и животные, и звери, которые на них обитают, ягоды, кедрач с орехами и т.д. Охотники-промысловики лишаются своих угодий и зимовий, на которых охотились с малолетства и в которые вложили столько своего труда и сил, жители близлежащих деревень – возможности собирать ягоды и орехи. Реки начинают пересыхать, рыбы становится меньше. Мы несколько раз встречали еще до Усть-Кута участки, когда сбоку дороги был выгоревший лес по несколько километров длиной, а шириной даже не понятно на сколько, поскольку до самого горизонта была видна лишь сгоревшая проплешина. Подобная же ситуация и в Буру, Валера сказал, что на его охотничьем участке тоже очень много сгорело леса, в том числе кедрача. Зверей стало намного меньше, а это основной источник заработка и проживания для охотников-промысловиков.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #19 : 13 Марта 2021, 07:32:45 »
    Вернусь назад в музей. Самое главное, что я там увидел, что было самым важным для меня – на стене висела родословная нашего рода, начиная с основателя села Бур – Сильвёрста Ивановича Кузакова, моего прапрапрадеда. Собственно, у меня было две цели, когда собирался в дорогу: посетить могилку моего деда и бабушки, которых никогда не видел живыми, и второе – побывать в их доме, хоть в малой степени прочувствовать атмосферу их жизни, их тепла. Когда увидел на стене в музее родословную – сразу вспомнил, что что-то подобное видел в руках у Елизаветы Петровны, когда она рассказывала про историю нашего рода отцу и мне еще в Савватеевке, когда приезжала к нам. В то время еще учился в школе в старших классах, кое-что помню из тех событий, частично из рассказов, услышанных, когда уже поступил в институт. Молод еще был, абсолютно не понимал, что это действительно важно знать, считал какой-то мелочью, не представляющей интереса. Реальный интерес начал появляться буквально полгода назад, сначала как бы ненароком, с периодическими воспоминаниями об отце, мыслями о своих корнях, желанием увидеть то, что связывает меня с моими предками. А перед самым Новым годом произошло событие, которое явилось как бы триггером, нажатием на спусковой крючок. И понеслось, завертелось! Стремление ехать в Бур возросло многократно. Сначала настраивал себя на начало-конец марта, морозы поменьше, соответственно, и риски значительно меньше. Но уже в феврале потянуло все больше и больше, и решил, что поездка будет лучшим подарком к своему 60-летию. Тогда еще даже не представлял, что это будет действительно незабываемым подарком на всю оставшуюся жизнь.
    Так вот, когда я увидел в музее большущий лист бумаги, на котором было множество квадратиков со схемой генеалогического древа нашей фамилии, это было сродни магниту, который  намертво притянул меня к себе, явился крючком с наживкой, который я просто не мог обойти стороной. Побоявшись, что, если сделаю одну фотографию схемы – могу в дальнейшем не разобрать всех имен и инициалов, сделал больше десятка снимков, разделив поле листа на множество отдельных кадров. Приехав уже домой, понял, что достаточно было и одного снимка, разрешение камеры позволяло это сделать. Но все равно не пожалел о сделанных фотографиях, вдруг когда-нибудь потребуется рассмотреть какие-то элементы более подробно и выявится, что на одном снимке этого сделать не получается.
     Еще до поездки в Бур,  мой двоюродный брат, по моему дяде Валентину Петровичу, Александр сбросил мне несколько документов, в которых рассказывалось о нашей родословной, а двоюродная сестра, по моей тете Улите Петровне, Виктория также написала мне на листке короткую схему родственных связей, начиная с Сильвёрста Ивановича. Тогда мне это было нужно для того, чтобы хотя бы в общих чертах представлять свою родню. Прочитать я их перед поездкой – прочитал, но это было настолько поверхностное восприятие, что подавляющее большинство связей я по-прежнему не понимал и не осознавал. И только, когда приехал домой – снова начал просматривать и анализировать информацию, которую получил из разных источников. И тут увидел наглядно, что она не состыковывается, даже в официальных источниках и опубликованных материалах встречаются ошибки или отсутствует информация, которая должна была там быть однозначно, поскольку есть все основания для того, чтобы сделать выводы откуда она была изначально получена. Но это уже совершенно другой рассказ, для начала постараюсь сам разобраться во всех этих тонкостях, а уж после этого – расскажу, если интерес не пропадет. А пока - о других впечатлениях, испытанных во время поездки. А их было еще много.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #20 : 14 Марта 2021, 08:15:46 »
     После посещения музея, когда вернулись домой к Валерию Геннадьевичу, он стал показывать свое хозяйство. Зашли в помещение, напоминающее гараж, но внутри в центре вместо привычного для всех автомобиля, стоял снегоход. По сторонам, на полу и на верстаках, лежали лодочные двигатели, бензопилы, ящики с различными приспособлениями, оснасткой для рыбной ловли и множеством всяческих мелочей, канистры с маслом и топливом. Короче, всё то, что обычно размещают в гаражах по-настоящему рукастые мужики на любой жизненный случай. Вроде бы ничего необычного, не считая только снегохода. Разговорились про рыбалку, оказывается Татьяна ловит рыбу лучше Валерия: «Она лучше дергает, а я выпью немного, у меня реакция хуже -рыба срывается! А летом ребятишки рыбачат». Спрашиваем: «А внучки тоже умеют рыбачить?» «Конечно! Удочку бросит. У!!! Ни… не клюет!» 😊 Короче, дедушкина закалка! Посмеялись в волю, Валера переводит разговор и указывает рукой на несколько листков, висящих на стене. Когда снимал видео, камера несколько раз перемещалась по этому участку стены, листки было видно, но я даже не обратил внимания на них. Обычный гвоздь, вбитый в стену, на нем висит несколько клочков мятой бумаги, грязноватые, изжульканые какие-то, разных размеров, края неровные, как будто листок дернули и он оторвался, как уж получилось. На листках еще и каракули какие-то написаны. Короче, сравнение совсем не литературное, и как бы не очень приличное, но в данном случае полностью соответствует увиденному – в деревенской деревянной уборной на стенке сбоку многие раньше подобное видели. Именно раньше, когда газетами пользовались, сейчас там у всех рулоны туалетной бумаги из магазина висят. А Валерий указывает на эти рваные листки рукой и с улыбкой говорит: «Вот, видишь, клиенты расписываются у меня, расписался и - кровью! Зафиксировано – повешал.» Ошарашенные, спрашиваем: «Зачем?» «Ну это так, должок у него здесь висит, вишь, ценник, денежки!»
   А вот дальше уже вы будете потрясены:  рваная, грязноватая, измятая бумажка, на ней большими печатными буквами от руки написано всего три слова: « 7400    ЮРА   и название города».    А ниже рыжее пятно непонятной формы. Все! Это расписка.
   А второй человек занял бутылку водки, пишет своей жене: «Если я умру – отдай бочку бензина». Валера смеется: «До сих пор жив!»
    Мы думали, что это шутка, просто случайное стечение обстоятельств и бумажки сохранились в результате какого-то смешного случая. Нет, все это правда, расписки написаны совсем недавно. Кровь настоящая. Вспомнили про Артамошку Лузина, думали, что только тогда подобное можно было встретить, оказывается здесь сохранились те же самые обычаи, что и сто лет назад. Важна не бумажка, важно обещание, данное человеком. И если человек дал слово – он его выполнит, а бумажка – всего лишь засечка на его собственной совести.
    На каждом шагу мы убеждались, что жизнь здесь не подвластна времени, она течет тут по своим собственным законам, абсолютно непонятным для обычного современного жителя. Но удивительное дело, с одной стороны, нравы и обычаи, увиденные нами, почти не изменились за последнее столетие, с другой стороны, мы находились в деревне меньше суток, а вот сейчас, оглядываясь назад, у меня создается ощущение, что пробыл там неделю или больше, впечатлений же испытал столько, сколько в обычных условиях не испытал бы и за несколько месяцев.

*

Я Русский , я Украинец , я Белорус...

  • Ветеран
  • *****
  • 559
  • 50
    • г.Пенза Россия
Re: поездка на родину отца
« Reply #21 : 14 Марта 2021, 17:42:28 »
    На каждом шагу мы убеждались, что жизнь здесь не подвластна времени, она течет тут по своим собственным законам, абсолютно непонятным для обычного современного жителя. Но удивительное дело, с одной стороны, нравы и обычаи, увиденные нами, почти не изменились за последнее столетие, с другой стороны, мы находились в деревне меньше суток, а вот сейчас, оглядываясь назад, у меня создается ощущение, что пробыл там неделю или больше, впечатлений же испытал столько, сколько в обычных условиях не испытал бы и за несколько месяцев.
Здравствуйте Владимир Анатольевич! Интересно читать и переживать с Вами. По телеку передают ветрище у Вас там " будь здоров". Хочу спросить . В этой поездке как нибудь получилось засвидетельствовать свое время-пребывание на исторической родине ? Так сказать для истории...

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #22 : 15 Марта 2021, 09:51:42 »
Здравствуйте Владимир Анатольевич! Интересно читать и переживать с Вами. По телеку передают ветрище у Вас там " будь здоров". Хочу спросить . В этой поездке как нибудь получилось засвидетельствовать свое время-пребывание на исторической родине ? Так сказать для истории...
   Добрый день Олег!  Было такое, фотографии в соцсетях приводят, у кого то козырьки над подъездами отодрало, кто-то пишет, что даже крыши посносило. :-)
   Мне не совсем понятно, что понимается под словами "засвидетельствовать свое пребывание"?

Добавлено спустя некоторое время 
    Первое, с чем столкнулись, когда вышли из гаража, была его собака – Барон. Он сидел в большом вольере, за железной сеткой. Средних размеров, для лайки может быть немного более крупный. Мне показался совсем небольшим, скорее всего, это из-за того, что у нас дома постоянно проживает от двух до четырех азиатских овчарок – алабаев, поэтому к большим собакам привык. Как только мы появились – Барон залаял, но совсем немного и как-то не озлобленно, видимо увидел присутствие хозяина и то, что он шел первым, не оборачиваясь.  Увидев спокойную реакцию хозяина, почти сразу прекратил лай и спокойно пошел в будку. Сразу было видно, что не пустобрех. Валера, помню, еще сказал: «Стесняется».
   А вообще, собаки – это отдельная тема, отдельный разговор. Для охотника – это часть его жизни, товарищ, инструмент, продолжение его рук, чувств и возможностей. Сразу уточню – это не слова Валеры, это я помню по воспоминаниям отца, то, что прослеживалось в его рассказах. Что интересно, он тоже не говорил таких фраз, но, когда речь заходила про его молодость, это можно было понять без дополнительных слов. Он тоже был в молодости профессиональным охотником и рассказывал нам с братом интересные истории из своей жизни, если интерес к теме останется – позднее вернусь к этому.
   А вот дальше я не советовал бы читать этот раздел слишком чувствительным людям или защитникам животных, поскольку они услышат такое, что не совсем вяжется с обычным восприятием городского жителя и на первый взгляд может показаться чем-то варварским и крайне жестоким. Но нужно понимать, что образ жизни человека, живущего крайне удаленно от привычной нам цивилизации, и имеющего ограниченную возможность пользоваться ее возможностями, очень сильно отличается от привычного нам. И не нам делать выводы о жестокости тех или иных их поступков.


Добавлено спустя некоторое время 
    Начну с того, что меня сильно удивило еще в первый день, как и позднее, что в деревне почти не было собак, то есть я их практически не видел свободно бегающими по деревне. Да, иногда я слышал лай собаки в ограде, когда проходили по улице мимо какого-нибудь дома, но свободно носящихся по улице – такого не увидел. Я и сейчас не пойму – это была просто случайность или обычная реальность? По словам Валерия можно было понять, что собак местные жители сильно не распускают, обусловлено это тем, что они могут подраться между собой, а потерять собаку или даже просто допустить, что она будет ранена или повреждена, и потеряет свои охотничьи способности, до такого охотники стараются не доводить. Каждая собака, если она действительно обладает охотничьими способностями, очень ценится своим хозяином. Но вот жизнь щенка-лайки начинается абсолютно не так, как это происходит в городе. Как только сука щенится, у нее забирают щенков. Одного, обычно первого, самого жизнеспособного, оставляют. Остальных топят, крайне редко выбирают одного из двух первых. Предпочтений особо нет между сукой или кобелем. Жестоко? Это для нас, городских, избалованных и пресыщенных всем, так может показаться. Для охотников – это закон жизни, остается сильнейший. Сильнейший – не всегда самый большой, отнюдь нет – это самый жизнеспособный. Уже упоминал, что содержать сразу много собак – это не только накладно для охотника, это риск остаться вообще без помощника. После того, как собаку выбрали, начинают за ней наблюдать, присматриваются к ее охотничьим способностям, а также к ее нраву. У сук характер и способности начинают проявляться уже к году, у кобелей обычно позднее – только к двум годам. А вот дальше происходит выбраковка. Если хозяин не замечает у собаки способностей или ее характер не соответствует тому, что требуется для него – собаку очень часто отстреливают. Это я помню не из рассказов Валерия, это воспоминания отца и мои воспоминания из жизни. Отец рассказывал, что, если собака начинает проявлять свой характер и не отдает убитую белку, упавшую с дерева после выстрела, хозяину, такую собаку не станут никогда держать. Хозяин у собаки может быть только один и она ни при каких условиях не должна перечить ему и проявлять перед ним своеволие. Точно также, скорее всего, выбракуют собаку, которая ушла бы от охотника самостоятельно домой, когда он находится на охоте у себя на охотничьем участке, поскольку участки очень часто расположены очень далеко от дома, порой до пятидесяти и больше километров. Отец говорил, что у них участок был на расстоянии больше тридцати километров, поэтому остаться во время охотничьего сезона без собаки только из-за того, что она самостоятельно ушла домой – это равносильно провалу всего сезона. А один раз у него такое было, хорошо, что взял с собой сразу двух собак.
« Последнее редактирование: 16 Марта 2021, 08:56:05 от dieselirk »

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #23 : 17 Марта 2021, 06:05:44 »
    До сих пор помню реакцию отца, когда ему было уже далеко за семьдесят, они с мамой жили уже у нас в Иркутске в доме, он увидел, что наша среднеазиатская овчарка стала ежедневно сбегать по ночам из ограды на улицу, делая подкопы под заборами или вскарабкиваясь по деревянным заборам и перепрыгивая через них . Он достал ружье, вышел в ограду и со спокойным видом уже хотел пристрелить ее. На лице ни бешенства, ни раздражения, вообще практически ни каких эмоций. И думаю, что запросто мог бы ее застрелить, если бы мы не вмешались. То есть, в его понимании бестолковая собака – абсолютно бесполезная, ненужная вещь, не заслуживающая даже снисхождения. Во всяком случае, для большинства это выглядело бы именно так.
    Защитники животных поднимутся сейчас в защиту бедных собак, проклиная всех, кто хоть в малой степени придерживается таких взглядов. Хочу успокоить их и встать на защиту отца. Дело в том, что он почти всю жизнь, после того как отслужил в армии  и закончил сельскохозяйственный техникум, проработал сначала ветеринаром, а потом и главным ветврачом совхоза. И уж за жизнь животных переживал и болел так, как мало кто вообще это делает. Неважно в какой день: рабочий, выходной или праздничный, неважно во сколько времени – днем, в двенадцать или четыре часа ночи, но стоило хоть кому прийти к нам домой и постучать в двери или окно и сказать, что корова не может отелиться или ее раздуло, или еще что-нибудь случилось, отец вставал с кровати и чуть не бегом бежал на ферму спасать животное. А случалось подобное регулярно. Помню похороны отца, и как на поминках, приехавшие с Савватеевки односельчане, почти за сто километров от места, где мы его хоронили, его сослуживцы рассказывали, как он поднял совхозную ферму, когда приехал к ним из деревни Малая Еланка. Буквально за два года смертность телят и крупного рогатого скота сократилась в совхозе в несколько раз. Так что жизнь животных он ценил и очень высоко. Даже собак, которые жили у нас в деревне в ограде, и тех по-своему любил. А вот бестолковых – не признавал. Бестолковыми он считал тех, кто не выполняет своих функций, в данном случае охранных. Скорее всего, это было заложено в нем с детства, с тех времен, когда еще охотился. Возможно, я расскажу об этом параллельно с описанием поездки, уж очень много воспоминаний на эту тему осталось.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #24 : 18 Марта 2021, 15:53:14 »
    Когда Валерий рассказывал о появлении медведя в деревне, я еще поинтересовался: а как увидели то медведя? А для этого вовсе и не надо его увидеть, еще задолго до того, как вы его увидите, об этом вам «расскажут» собаки. Увидите вы его тогда, когда уже все деревенские собаки поднимут такой лай, что все станет понятно и слепому. Причем лай собак абсолютно разный для конкретного животного, человека или на какое то событие.
    Отец рассказывал тоже самое: по их лаю можно было заранее сказать как высоко сидит белка, видит ли собака ее или только услышала. Без собаки идти на охоту практически бесполезно, вы можете истоптать все ноги, но ничего так и не добудете. Только с собакой охота приобретает смысл и вам не нужно вслепую искать зверя. Охота заключалась именно в том, что нужно идти на лай собак и высматривать, где на дереве скрылась белка. А затем уже находишь удобную позицию, чтобы ветки и сучки не закрывали зверька и можно было нормально прицелиться для точного выстрела. По воспоминаниям моей двоюродной сестры Виктории, даже дедушка признавал, что отец стрелял очень хорошо. Но когда я задал ему вопрос о высказывании «попадает белке в глаз», и правда ли это, он улыбнулся и сказал, что попасть белке в глаз из обычной «тозовки» почти невозможно, это больше случайность, чем правило. Она, как правило,  забирается на верх дерева, а это порой десять-двенадцать метров высотой и старается спрятаться среди веток, да к тому же очень верткая и подвижная.  поэтому попасть ей в глаз неимоверно сложно. Добавьте к этому, что стреляют в белку не из-под дерева, а сбоку, то есть расстояние больше. Поэтому стараются стрелять в голову, лучше если в переднюю часть ее, при этом шкурка не повреждается. Если выстрел попадает в тельце – шкурка бракуется, и цена резко падает при сдаче ее заготовителям. Так что, когда мы в фильмах слышим высказывания, что «попадал белке в глаз» – это все же приукрашено, больше случайность, чем правило, даже для отличного охотника. Отцу можно было верить. Чтобы было действительно понятно, что это не пустые слова, немного уточню – ему в 1945 и 46 годах отправили грамоты с ВДНХ СССР (выставка достижений народного хозяйства) как лучшему молодому охотнику Катанского района по добыче белки, а было ему тогда всего неполных семнадцать и восемнадцать лет. Что интересно, он сам никогда не говорил про грамоты, об этом нам рассказала его сестра Елизавета Петровна.
    Странная вещь – жизнь. Какая она порой совершенно разная даже для одной семьи в разных поколениях. Дед и его предки – потомственные охотники. Отец – тоже охотник, и когда начинал рассказывать про охоту – забывал обо всем на свете. Моего брата, Олега, тоже за уши от нее не оттащишь, постоянно рвется на нее.  Лично я к ней хоть и относительно равнодушен, но с уважением отношусь к самим охотникам. Мой сын, Ярослав, считает, что убивать животных – это варварство. Вот и непонятно, то ли мы просто все разные, то ли род начинает медленно вырождаться под влиянием попадания в совершенно другую среду обитания.

*

  • Гость
Re: поездка на родину отца
« Reply #25 : 18 Марта 2021, 16:38:21 »
Мой сын, Ярослав, считает, что убивать животных – это варварство.
Володя просто у наших детей другие заботы и мысли. Как говорят, бытие порождает сознание.

*

GusevLebedev

  • Старожил
  • ****
  • 310
  • 44
    • Пенза, Россия
Re: поездка на родину отца
« Reply #26 : 18 Марта 2021, 19:28:43 »
Володя, пиши, коллеги-то читают! Я вот почитал - свою сельскую родню вспомнил, никого не осталось... А про собак - и у нас это иногда встречается, знакомый вот несколько собак застрелил, на охоте одного пса за то, что тот не по сугробам рядом бежал-проваливался, а ехал с ним на его лыже сзади :o

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10588
  • 621
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #27 : 20 Марта 2021, 10:43:30 »
Володя просто у наших детей другие заботы и мысли. Как говорят, бытие порождает сознание.
Сергей, я сначала ответил на твое сообщение в двух фразах. Потом посидел немного, понял, что этого недостаточно, добавил. Еще подумал, стало понятно, что для того, чтобы выразить свои мысли, и этого слишком мало. Постараюсь ответить, но не в этот раз. Уж слишком глубокий пласт нужно поднимать.




Добавлено спустя некоторое время 
    Вспомнилось еще одно. Кроме перечисленных угощений, которыми нас накормили в деревне, было еще одно, скорее всего многим знакомое – «мартышки». Название забавное и оригинальное, но очень простое и очень легкое в приготовлении. Берется творог, смешивается с жирными сливками, но чтобы они были свежие, не скисшие, добавляется сахар или лучше сахарная пудра. Все это перемешивается, а затем тонким слоем, толщиной примерно в сантиметр- два раскладывается на какую-нибудь поверхность, обычно металлическую. Получаются своего рода оладьи, только они не жарятся, а кладутся в холодильник и замораживаются. Естественно, что в деревне холодильников раньше не было, все это просто замораживалось где-нибудь в сенях, а затем непосредственно перед едой приносилось домой, чтобы они лишь чуть-чуть отогрелись. Разогревать полностью не надо, только до такой степени, чтобы зубы об них не обломать. Получаются своего рода мороженые коврижки. Конечно, понимаю, что «мартышки» не сравнятся с современными «Сникерсами», «Баунти» и другими сладостями, которые продаются во всех продовольственных ларьках вокруг нас. Но это до такой степени знакомый вкус детства, ни сравнимый ни с чем и никогда, что «сникерсы» мгновенно меркнут на его фоне. Сразу вспомнилась любимая бабушка, как она хлопочет на кухне и не знает – куда же посадить любимого внука, чем же накормить! Я уже и не помню, «мартышками» ли назывались эти угощения или как-то по-другому, но вот внешний вид их и вкус сразу возвращают меня в детство. Точно также вид замороженного молока в форме небольших кастрюлек или глубоких мисок, раньше зимой именно так продавали молоко, вызывают образы детства. Как же было приятно грызть зубами замороженные сливки с этих кружков молока! Почему-то кажется, что если сейчас заморозить большинство видов молока, продаваемого в современных магазинах – там и сливок то сверху молока может не оказаться.
   Мой брат Александр мне недавно рассказал маленькую хитрость, которую применяли раньше в деревне при изготовлении «мартышек». Когда они заморожены, их очень тяжело оторвать от поверхности, на которую выливался творог. Так вот, чтобы это делать было проще – творог выливался на полотно пилы, а затем замораживался на морозе. При сгибании пилы «мартышки» сами отскакивают от ее полотна.
« Последнее редактирование: 20 Марта 2021, 11:07:15 от dieselirk »

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9304
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Re: поездка на родину отца
« Reply #28 : 20 Марта 2021, 11:32:49 »
Цитировать
Но это до такой степени знакомый вкус детства, ни сравнимый ни с чем и никогда
Вкус послевоенного детства - кусок хлеба обильно помазанный подсолнечным маслом (чтобы впиталось, но не капало) и посыпанный ложечкой сахарного песка. Ничего более вкусного в 49-50 году и представить себе было невозможно. Мама делала такое угощение и тут же бежал во двор к друзьям-приятелям. Откусывали по очереди. Никому даже в голову не приходило съесть одному дома или на лестнице.

*

andry1

  • Ветеран
  • *****
  • 2538
  • 231
    • Ленск Якутия
Re: поездка на родину отца
« Reply #29 : 20 Марта 2021, 12:37:12 »
У нас то-же были "мартышки", только их подкрашивали соком брусники...