Расковало 3-ий шатунный вкладыш на ysd490 после ремонта.

  • 50 Ответов
  • 8361 Просмотров
*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
про величину натяга, и про то, что она является нормированной для пары вкладыш-постель я не знал.
это видимо те маленькие секреты, которые не описаны в общедоступной литературе, и которых полно в любом неизвестном деле. )))
но на самом деле это очень интересно)
могу предположить, что нагретый вкладыш, расширяясь, просто "стрельнул" внутрь, к валу, освободив свое напряжение?


Добавлено спустя некоторое время 
<br /><br />

Добавлено спустя некоторое время 
А ещё перемерял коренные шейки, все правда не успел. Интересно, если снять с крышек по 2 сотых на плоскошлифовальном станке, и не растачивать, то будет круг вместо овала?

<br /><br />

<br /><br />
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2020, 15:11:11 от sergevl »

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9301
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Цитировать
просто "стрельнул" внутрь,
Написали образно, но правильно. Хороший теплоотвод от пары трения вкладыш-шейка , это важнейший параметр надёжности узла.
Очень показательна в этом плане история моего доброго приятеля. Было время, когда он занимался раллийными гонками. Восьмёрочные жигулевские двигатели форсировали до 180 сил с хвостиком. Обороты ХХ 3000, максимальные за 10, но сколько - уже не помню. Естественно, двигатели была крайне недолговечными. Движка хватало на одну тренировку и одну гонку. Шатунные вкладыши просто рассыпались. выкрашивался антифрикционный слой. Уж каких только вкладышей они не перепробовали, уж как они выверяли зазоры и вылизывали шейки - результат всегда одинаковый. После гонки вкладыши на пределе жизни. Еще чуть-чуть и стуканёт двигатель. И вот однажды, как всегда разобрав двигатель после соревнований увидели: три шатунных вкладыша вхлам, а один - муха не сидела. Стали разбираться. выяснили, что на этой шейке коленвала выпала заглушка масляного канала шатунной шейки. Как связать эти события, полагаю сами догадаетесь. Но после этого случая шатуны у них стали выдерживать по несколько гонок.

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
я к сожалению не видел никогда жигулевского коленвала. Зиловский у меня в цехе лежит, таврический чистил, снимал заглушки и продувал, два коленвала от дизелька лежат.
поэтому представить не смогу. догадаться попробую - сквозной проток масла обеспечил лучшее охлаждение?
кстати, почему тогда с завода вкладыши не устанавливают на термопасту? Я к примеру в одном своем изделии цилиндрические тэны сажал в проточенные в размер алюминиевые трубки именно на термопасте КПТ-8 и обеспечивал этим хороший теплоотвод. а эти алюминиевые трубы тоже на термопасте сажал внутрь нержавеющих труб. 

наверное, теплоотвод начинает быть важным когда начинается местами полусухое трение или чиркание вкладыша по шейке без масляной плёнки?

да еще такой вопрос:

можно ли самому отличить азотированный коленвал с тонким твёрдым слоем от закалённого глубоко ТВЧ?
или отдать к примеру в цех\контору где есть твердомеры?

у меня два коленвала есть - один с задранной шейкой, так вот может его расточить только по шатунным шейкам? Или просто расточить под 0,25 или 0,5 только одну шейку? Это наверное нереально?
есть мнение (читал на форумах) что на практике валы на китайские грузовички не ходят после ремонтной проточки.  Хотя вкладыши 0,25 и 0,5 продаются. 
документации производителя на эту операцию нету.

в "нашей" книжке написано что нельзя шейки трогать, только замена коленвала.

но новый вал очень грубо ободран камнем, и будь там хоть какая то твёрдая тонкая корка,  то ее бы срезали. А следов новой не было.
Значит, вал не азотированый.....

Может их точат под зазор 0,05 или меньше, (как для других движков) а надо 0,08-0,10? Вал более гибкий, двигатель работает жестче... Или может их действительно "нельзя" точить, так как они азотированые\карбонитрованные\нитроцементированные?

зы. Нашёл прототип своего двигателя, это дизель-генераторный Cummings B.3,3.

Вал у него как раз по диаметрам - 57-70 мм..
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2020, 16:06:58 от sergevl »

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9301
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Цитировать
сквозной проток масла обеспечил лучшее охлаждение?
Именно так и есть. Увеличили зазор в шатунном подшипнике, чем увеличили проток масла, и проблема ушла.
Цитировать
можно ли самому отличить азотированный коленвал с тонким твёрдым слоем от закалённого глубоко ТВЧ?
Ну это не очень сложно. Во первых азотируют валы довольно редко - это дорого. Азотирование дает очень тонкий слой. Всего 3-6 сотых миллиметра. Под азотированным слоем металл сырой. Азотируют очень ограниченный перечень сталей, который выявляется самым примитивным спектрографом, который есть у всех контор, которые занимаются черметом. В глухой тайге определить азотирование тоже можно. для этого нужно имет два круглых надфиля - один алмазный, второй обычный. Прежде всего пробуют простым надфилем, если простой надфиль не берет - скользит, то берут алмазный. Алмазным надфилем делают поперечную канавку на шейке (лучше на коренной) в прилегающем к масляному каналу месте глубиной 0,05-0.1 мм. Т.е. совсем чуть-чуть. Дальше пробуют обычным надфилем - стал брать - значит азотированный слой был и вы его сняли.
И всё же азотированные валы большая редкость. В подавляющем большинстве валы делают из высокопрочного чугуна без всякой термообработки. Выяснить чугунный вал или стальной проще простого. Вал ставится на токарный станок и берется стружка сверлом из глубины резьбового отверстия под передний болт коленвала. Если стружка вьется - сталь и стружку надо отнести на спектральный анализ для определения марки. Если стружка сыпется - чугун и гадать больше нечего. Почему стружку надо отнести на спектральный анализ - потому что некоторые фирмы изготавливают коленвалы их нормализованной стали (например Исузу). Они мягкие могут нормально работать исключительно с мягкими вкладышами Алюминий-Олово, а еще лучше Алюминий-Свинец. Трехслойные бронзовые для таких валов гибель. Мицубиси делает стальные валы с закалкой шеек ТВЧ. Такие валы сразу определяются по цветам побежалости на щеках вала в примыкающих к шейкам местах..

Добавлено спустя некоторое время 
Цитировать
"нашей" книжке написано что нельзя шейки трогать, только замена коленвала.
Очень часто запрет на шлифовку шеек связан с деформацией блоков (с искривлением линии вала в блоке). Об этом есть в ФАКе.

Добавлено спустя некоторое время 
Почитайте. Пригодится.
https://www.ms-motorservice.com/ru/tekhnipedija/post/ustanovka-podshipnikov-skolzhenija/
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2020, 23:20:00 от alex diesel spb »

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
Был в цехе, попробовал определить материал коленвала. Паралельно для примера ковырял зиловский КВ.
Попробовал на искру, искра рассеяная, как будто в разные стороны летит, красно оранжевая, неяркая, короткие траектории частиц. Такая же искра шла с блока цилиндров, который наверное чугунный... С зиловского КВ искра более плотным пучком, оранжевая, длинней траектории.
Сверление дало мелкие опилки, и небольшие короткие 2-3 мм стружки, на зиловском после прохода верхнего слоя металла была одна длинная в 7 см спиральная стружка.

Дальше попробовал надфилем: алмазный надфиль делает  первую канавку, в нее заходит напильник и уже пилит. Внутри канавки мягкий металл. Тоже самое с канавкой которую выело сальником: в ней обычный напильник пилит. А рядом нет.
Твердый слой похоже очень тонкий.

Вывел на наждаке крышки в размер постели коленвала плюс минус 1 сотая.
Одна крышка правда имеет на половине конус 3 сотых, а вторая на половине яму в четыре сотых. Может как раз в эту яму просится кусочек фольги???)))))

Зазор коленвала получается такой, что с фольгой 0,1 мм в одной шейке коленвал зажимается намертво, а с фольгой 0,05 крутится свободно, но не люфтит. По подсчёту:
Постели 75,+01-75,+03.
Вкладыши 2,48*2 - две штуки 4,96.
Вал 69,97-69,98.
Получается расчетный зазор от 0,1 мм в максимуме, до 0,07 мм в минимуме.

А ещё должны быть смещены коренные шейки относительно геометрической оси вала каждая на какое то значение.... Плюс естественная кривизна вала к примеру, даже на 0,01 мм ..
Плюс несоосность постелей... Вот поэтому мне рассказывали мотористы никогда не удается попасть в расчетное значение зазора....

*

  • Гость
Зазор коленвала получается такой, что с фольгой 0,1 мм
Шо опять с фольгой? Вам же чуть выше давали ссылку почитать там есть такие слова «KS Plastic Gauge» очень хорошая штука.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2767
  • 302
    • Украина
Лента пластигейдж
Каталожный номер: SPG1 STD Цвет: зеленый. Размеры зазоров: 0,025-0,076мм
Каталожный номер: SPR1 STD Цвет: красный. Размеры зазоров: 0,05-0,15мм
Каталожный номер: SPB1 STD Цвет: синий. Размеры зазоров: 0,102-0,229мм
Каталожный номер: SPY1 STD Цвет: желтый. Размеры зазоров: 0,23-0,51мм
Все эти номера есть на экзисте. Или в других интерн.магазинах

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
Шо опять с фольгой? Вам же чуть выше давали ссылку почитать там есть такие слова «KS Plastic Gauge» очень хорошая штука.

Я бы и не против, да стоит наверное дороговато. И доехать забрать,...

Тут у меня другая проблема: отвёз шатуны на расточку НГШ. А мне говорят: на одном, новом с магазина, 8 соток в плюс по замку, ничего не сделаем, а на другом, горелом, который я разбил, можем расточить, но в одном месте будет яма, 4 сотых.)))) И денег возьмём как за два новых шатуна))))
Я отказался, поеду к продавцу померяю ещё 2 штуки...

Кстати, можно ли пластиком померять зазор сбоку, в замках? Нутрометр почему то показывает ерунду по бокам, возле замка, когда поставил вкладыши, зажал, показывает плюс 12 а то 20 сотых. А в центре нормально показывает, как есть, может, по бокам толще олово, и оба жала нутромртра глубоко в олово погружаются?

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9301
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Цитировать
Я бы и не против, да стоит наверное дороговато. И доехать забрать,...
Ну да, 250 российских рублей это дорого. Дешевле неделями железки в подшипники совать и удивляться...
Цитировать
Кстати, можно ли пластиком померять зазор сбоку, в замках?
Непонятно, что вы имели в виду, но скорее всего нельзя. Проволоку закладывают так, чтобы она испытывала только сжатие и никоим образом не сдвиг.
Цитировать
И денег возьмём как за два новых шатуна))))
Шатуны у вас конечно не простые, но по моему вас дурят.

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
На самом деле я уже год с мотором вожусь) просто получается в цех вырваться на час другой после работы или перед.)

Я понуглил и нашел пластиковую проволоку в районе 800 гривен, то есть тогда 30 долларов. За эти деньги можно купить новый микрометр. Если есть за 5 долларов, то куплю конечно.   Я не спорю -  может меня и дурят местами, но по рассказам это лучшая моторная мастерская, она на 30 процентов дороже чем по рынку. Полировка коленвала у них 13 у.е., Хон ВГШ на 4 шатуна обошлись в 7 у.е., расшлифовка  постелей блока хоном в размер 125 у.е.

*

тубабу

  • Гость
На самом деле я уже год с мотором вожусь
С таким усердием вы его не соберете никогда. Там забыли, что то потеряли, там вспомнили, здесь забыли, так ничего не получится, а если и получится то не совсем хорошо.

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
Цитировать
Увы, и такое может быть. ) В тот же день, когда у меня шатун заклинил, у меня сосед по цеху отрезал палец болгаркой отрезным диском, пришили, взяли от трупа кость, пока палец не двигается, но прижился. И хрен с этим шатуном, это ведь не палец. Не жалко шатун, а соседа жалко, хоть и дурак великовозрастный, хвастает мол, поставлю кожух и дальше буду пильным диском резать поддоны... А другой мой сосед который мне помогал в многих делах за это время умер от рака печени, впал в кому, и умер в больнице, бабушка жены умерла в 98 лет, хоронили вчера, а теще
на прошлой неделе вырезали матку....
Так что главное быть живым и здоровым, а мотор это всего лишь железяка, и не самое страшное даже если не соберу его))))

Добавлено спустя некоторое время 
Перемерял 14 шатунов у разных продавцов. Все имеют некруглую нижнюю головку с размером в плюс от 15 до 3 сотых, и овал как минимум 3 сотых. Самый лучший шатун имеет овал от плюс+,006 до плюс+0,03.
Подумалось: а если ударами молотка согнуть внутрь половинки шатуна, чтобы в плоскости стыка стал минус хотя бы 0,05 сотых, замок шлифануть на наждаке на 1 десятую, и отдать на расточку?
« Последнее редактирование: 22 Сентября 2020, 12:50:39 от sergevl »

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
попробовал сплющить нижнюю головку шатуна в плоскости замка, как на холодную так и на горячую, грел пропаном из балончика и сварочной газовой горелкой. ничего не получилось, только заклепал резьбу болта и обломал его.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9301
  • 1311
    • Россия С.Петербург
попробовал сплющить нижнюю головку шатуна
У меня последние три волосинки дыбом встали. Хорошо хоть не под кузнечный молот сунули...а то и в организм могло бы прилететь....
Скажите - а вы как в магазине шатуны измеряете? Вам продавец со склада принес в руки дал и вы его измеряете? Или расслабляете болты очищаете стык и затягиваете динамометром? Вы же не знаете кто и как что-либо делал с этими шатунами. А шатуны должны быть затянуты рабочим усилием. Как вы свои 8-10 кГм без тисков затяните в магазине я плохо представляю. А форма головки от усилия затяжки зависит очень сильно, особенно с вашими хитрыми разъёмами. Вполне вероятно, что в пределах разрешенного допуска затяжки можно поиграться  и добиться хорошей, круглой постели. Или вы измерять не умеете. Я понимаю! Китайская продукция .... но не настолько же чтобы 15 шатунов и все полное дерьмо. Какой натяг в нутромере вы делаете для измерения отверстия? Вы уверены, что калибр при микрометре точен? и вообще вы в магазин берете и микрометр и нутромер или настроенный нутромер везете в магазин? Ну уж очень странно всё у вас как-то.

*

sergevl

  • Пользователь
  • **
  • 42
  • 0
    • Украина, Киев
Я взял у брата машину, положил туда нутрометр, предварительно выставленный по микрометру, и сам микрометр , зажатый в тисочках стареньких. После измерения проверяю нутрометр.
Натяг микрометра где то до миллиметра, чтобы  поменьше потроха крутились в приборе.
Продавец приносит коробку шатунов,  4 штуки в коробке, я достаю по очереди, меряю и показываю продавцу, рассказываю что один шатун уже заклинило, показываю свой щатун, показываю что стрелка на нуле, а на том скачет. продавцы не против, говорят ерунда китайская в сараях делают брак.  Им самим интересно, что они продают. Морду мне бить не бьют, к примеру, как то пришел в магазин измерять микрометром цифровые штанценциркули, насколько врут, молодым ребятам продавцам самим интересно было что такое микрометр))) и насколько точны цифровые штанценциркули.
Микрометр поверял на кмд шке 75 мм, ещё зимой.
И регулярно мерял коленвал, размер не менялся.

Беда не в прилегании крышки, а в том, что разъем слишком широкий. Я пробовал на наждаке точить, пото затягивать, получается уменьшить размер вдоль шатуна, а поперек шатуна все равно не уменьшается.

Затянуты исключительно все которые я проверял шатуны именно рабочим усилием в моем случае это 98-118 нм, откручивать их даже в тисках тяжело.
Открутить их в руках у меня не получается,  сегодня в магазине пробовал, а большие тиски слишком тяжёлые чтобы возить их с собой...((((
На самом деле, ещё зимой думал поменять шатуны, купил 4 штуки, и они были на пять сотых больше тех что в моторе стояли, и эллипс был от двух до четырех сотых..... Проверял в том числе фольгой под вкладыша ... Я их тогда вернул, там получается что шатуны сторонних производителей а не фирмы Yang dong.
Весьма возможно, что можно выбрать наименее овальный шатун, подшлифовать торцы стыка и попробовать оставить как есть... Я читал, что для восстановления шатуны осталивают, напыляют изнутри шейку. Ну и родная фольга как раз пять соток...))) 


Добавлено спустя некоторое время 
Перемерял около 50 шатунов, нашел один в свой размер. Условно годный, на наждаке довел разъем, по замку плюс две с половиной сотых,  вдоль ноль отклонения. Беда что он на 90 грамм легче. Нутрометр и микрометр я возил, а весы забыл))))

Добавлено спустя некоторое время 

Начал было делать из полосы деталь для утяжеления крышки шатуна, увидел такое:

https://a-komplekt.com.ua/p859398515-plastina-stopornaya-shatuna.html

То есть штатная пластина которая фиксирует болты от откручивания.
Весит грамм 20-30 на мой взгляд....
У меня новая крышка на 60 грамм легче старых.
Моя деталь из 4 мм полосы получается вполне увесистая, 90 грамм, не оторвёт ли силами инерции центральную часть???? 
Или же взять несколько стопорных пластин?

И про палец. Вставку в него каким усилием или же с каким натягом надо прессовать и из какого материала? Сталь, алюминий, медь, нерж?

Можно ли укоротить болты шатунов с целью их облегчения?
И каким образом проверить пригодность шатунных болтов к повторному использованию? замерить микрометром толщину?
Или подсчитать по усилию затягивающего момента?

« Последнее редактирование: 24 Сентября 2020, 20:58:39 от sergevl »