Осевой ход шатуна двигателя peugeot

  • 42 Ответов
  • 8688 Просмотров
*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« : 20 Октября 2016, 12:19:04 »
Добрый день господа.
Двигатель DHY (XUD9TE) турбодизель. Пришло время капиталить (жор масла).
Не могу найти данные по осевому ходу шатуна к коленвалу, проблемма в том что при разборе боковая  плоскость 2 шатуна имела следы следы явного износа. Нашел вот такое описание от alex diesel spb
Цитировать
Однако есть такая тема: если шатунная шейка прошлифована на конус, или что еще труднее проверить ось шатунной шейки не параллельна осу коренных шеек, то шатун может стучать в щеку коленчатого вала ударяясь в осевом направлении. Случай редкий, но бывает. Проверить измерениями очень трудно, почти не возможно. Но если ограничить возможность смещения шатуна вдоль шейки в осевом направлении и от этого звук исчезнет, то причина выявлена. Ограничить осевой разбег шатуна можно довольно просто. Любым доступным способом закрепить на шатуне полуколечко, наподобие упорных полуколец коленчатого вала. Изготовить его можно из чего угодно, бронзы, латуни, алюминия, фторопласта, текстолита. Для опыта и мотор-то сильно разбирать не надо - поддон сбросить. Если по жизни получается, что осевой разбег шатуна более 10-15 соток, то он может стучать. Нам однажды никак не удавалось победить не помню какой мотор, но у него осевой разбег был более миллиметра. Так пришлось переделывать шатуны и изготавливать в них бронзовые упорные полукольца. Через год-два машина приехала зачем-то, мы из интереса удалили полукольца - стук исчез, вкладыш пришлепался.

Также вспомнил что движок временами постукивал на холостых при работе с кондеем когда обороты падали до 770-790. 
В связи с этим прошу помочь:
1. с поиском размеров осевого хода: номинальных и допустимых.
2  Посоветуйте возможна ли дальнейшая эксплуатация шатуна, или искать исправный.

Данные по замерам 1цилиндр - 0,31мм, 2 - 0,86, 3 - 0,35, 4 - 0,27.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9416
  • 1326
    • Россия С.Петербург
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #1 : 20 Октября 2016, 21:14:37 »
2-3 десятки - нормальный зазор, хоть и несколько великоват. Тут проблемы нет.
Шатун 2 цилиндра проверьте на изгиб складывая здоровый и больной шатун. Оба шатуна надо одеть на общий палец и посмотреть зазоры по плоскостям. Затем больной шатун одеть на палец другим боком и сразу поймете изогнут шатун или нет. Но в любом случае, его под замену и посмотрите какой будет осевой зазор если на вторую шейку одеть любой другой шатун. Щеки коленвала тоже могут иметь износ. Тогда мудрить придется.

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #2 : 20 Октября 2016, 23:02:50 »
2-3 десятки - нормальный зазор, хоть и несколько великоват. Тут проблемы нет.
Шатун 2 цилиндра проверьте на изгиб складывая здоровый и больной шатун. Оба шатуна надо одеть на общий палец и посмотреть зазоры по плоскостям. Затем больной шатун одеть на палец другим боком и сразу поймете изогнут шатун или нет. Но в любом случае, его под замену и посмотрите какой будет осевой зазор если на вторую шейку одеть любой другой шатун. Щеки коленвала тоже могут иметь износ. Тогда мудрить придется.
Да на щечках есть небольшой износ  3 шатун переставлял зазор был 0,45.
На счет замены есть сложности, комплект новых стоит как космолет, а Б/У найти в наших краях сложно, двигатель редкий для нас хотя судя по экзисту сами шатуны используются достаточно в большом количестве двигателей PSA.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9416
  • 1326
    • Россия С.Петербург
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #3 : 21 Октября 2016, 12:42:36 »
Если шатун не кривой, то это дело легко поправимо, главное, чтобы нашли расточной станок или не ленивого токаря с большим четырехкулачковыи патроном или с планшайбой. На выходных нарисую как сделать.

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #4 : 21 Октября 2016, 20:07:46 »
Если шатун не кривой, то это дело легко поправимо, главное, чтобы нашли расточной станок или не ленивого токаря с большим четырехкулачковыи патроном или с планшайбой. На выходных нарисую как сделать.
Большое спасибо. Буду ждать.
Похожий шатун с DW10TD нашел  в Питере, в понедельник должны подтвердить наличие. Но возможность восстановить старый упускать не хочется.

Добавлено спустя некоторое время 
Ув. Аlex diesel spb  опыта в двигателях у меня мало, также встает вопрос о необходимости проточки коленвала, замеры показали что износ не превышает 0,03мм как по коренным так и по шатунным шейкам овальности нет зха исключением 0,003 на  шее  4 шатуна. Встает вопрос нужно ли точить вал или заменой вкладышей все таки можно обойтись.
PS  Движок делаю для себя, хочется потом  долго в него не лазить.
« Последнее редактирование: 21 Октября 2016, 20:34:15 от southdot »

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #5 : 28 Октября 2016, 19:29:38 »
Ув. alex diesel spb
Вы говорили что есть возможность восстановить шатун.
Если шатун не кривой, то это дело легко поправимо, главное, чтобы нашли расточной станок или не ленивого токаря с большим четырехкулачковыи патроном или с планшайбой. На выходных нарисую как сделать.
Если есть возможность отпишитесь с вашим вариантом восстановления, а то б/у шатун я получил, но он оказался на 15 грамм легче и на 0,4мм длиннее моих шатунов, и играть в рулетку с заказами б/у больше не хочется.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2784
  • 303
    • Украина
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #6 : 29 Октября 2016, 08:21:48 »
.... он оказался на .... на 0,4мм длиннее моих шатунов.

Здравствуйте.
Если не секрет -- то каким методом(в каких точках) определяли разность в "длине" шатунов ?

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #7 : 29 Октября 2016, 10:04:16 »
Здравствуйте.
Если не секрет -- то каким методом(в каких точках) определяли разность в "длине" шатунов ?
Сначала разницу в длине увидел при сравнении шатунов на изгиб одев на палец, потом перемерил со всеми, потом  штангенциркулем  с ценой деления в 0,05мм. Мерил по краям  окружностей отверстий, без вкладышей но с неснятой втулкой под палец, примерно как на картинке(ук. красным).

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2784
  • 303
    • Украина
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #8 : 29 Октября 2016, 16:46:36 »
.....штангенциркулем  с ценой деления в 0,05мм. Мерил по краям  окружностей отверстий, без вкладышей но с неснятой втулкой под палец....

Согласен. Так и делаю
Если использовать нониусный штангенциркуль "как жёсткую скобу, с подстройкой" -- то можно проконтролировать разницу в длине шатунов с точностью +/-0,02 мм.
И даже превентивно заметить маленький изгиб шатуна("скоба проходит/не проходит") с двух сторон.

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #9 : 30 Октября 2016, 09:39:28 »
В процессе созрел еще вопрос, про болты крышки шатуна.
По книге они заменяются на новые. НО оригинальный номер 0607.37 нигде не возможно найти за приемлемое время доставки, к стоимости :o потихоньку привыкаю.
В связи с этим вопрос - есть ли аналоги для болтов (сторонние фирмы их производящие), кто и как выходит из ситуации при ремонтах? 

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9416
  • 1326
    • Россия С.Петербург
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #10 : 30 Октября 2016, 13:06:33 »
Автодата по этому поводу пишет:
- болты не заменяются
- затяжка 40 Нм, затем полное ослабление.  После этого затяжка 20 Нм и доворот на 70 градусов.
Свой собственный двигатель капиталил используя именно из эти данные.

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #11 : 30 Октября 2016, 15:51:11 »
Автодата по этому поводу пишет:
- болты не заменяются
- затяжка 40 Нм, затем полное ослабление.  После этого затяжка 20 Нм и доворот на 70 градусов.
Свой собственный двигатель капиталил используя именно из эти данные.
Интересно, именно так и написано что не заменяются? (само собой при нормальном внешнем виде).
Вот  тот кусок из текста, что не дает покоя: "Руководство по  ремонту и эксплуатации  Пежо 306" изд."Петит" 2005г. 


А сколько прошёл ваш двигатель до капиталки? И если есть информация успешно ли далее бегал.
В любом случае сроки поставки болтов от месяца до двух и более, с неопределенной гарантией поставки, посему буду собирать на старых, пока обкатаю можно будет и подождать если их действительно нужно менять, поменяю  через поддон думаю будет не сложно.

Добавлено спустя некоторое время 
- затяжка 40 Нм, затем полное ослабление.  После этого затяжка 20 Нм и доворот на 70 градусов.
Свой собственный двигатель капиталил используя именно из эти данные.
Перелопатил сейчас старое "Руководство" от 1995 года.
Там не смог найти условие по замене болтов и затяжка описана  в точности как у вас.

*

автомаг

  • Ветеран
  • *****
  • 560
  • 47
    • рязань
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #12 : 30 Октября 2016, 18:15:43 »
Все манипуляции делаешь с помощью электронного динамометрического ключа и сравниваешь окончательные показания . делаешь выводы. какой болт менять. какой послужит дальше

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9416
  • 1326
    • Россия С.Петербург
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #13 : 31 Октября 2016, 01:35:32 »
Цитировать
Интересно, именно так и написано что не заменяются?
А зачем мне писать так если бы было на самом деле иначе?
Автодата, конечно, не абсолют истины и ошибки в ней имеются но по мере обновления редактируются, и все же ошибок там не так уж и много. Далее применяется простейшая инженерная логика. Для такого болта 20 Нм + 70 градусов доворота это еще далеко до площадки текучести, значит деформация болтов при такой затяжке упругая и замена болтов не требуется.
По поводу книжки - переводы, зачастую, столь плохи, что вычитать там можно и не такие "чудеса"
Цитировать
Все манипуляции делаешь с помощью электронного динамометрического ключа и сравниваешь окончательные показания . делаешь выводы. какой болт менять. какой послужит дальше
Откровенно не понимаю как это применить на практике.
О восстановлении шатунов. Вкладыш всегда уже, чем постель в шатуне. Этим  и надо воспользоваться. С обеих сторон шатуна (без крышки) выполняются проточки глубиной на разницу ширины вкладыша и постели. В эти проточки устанавливаются бронзовые полукольца  (Бр.АЖ9-4). Толщина полуколец равна глубине проточки + половина требуемой компенсации. Крышка шатуна выполняет заодно и функцию стопорения полукольца от проворота. Делали и иначе - протачивали совместно и шатун в сборе с крышкой и ставили с каждой стороны по два полукольца, которые могли вращаться в выточке как хотели. Работают оба варианта прекрасно, но первый вариант намного дешевле. На изготовление пары полуколец уходит намного больше дорогой бронзы и мехобработки больше.

Шатун.jpg

*

southdot

  • Постоялец
  • ***
  • 131
  • 1
    • Сочи Россия
Re: Осевой ход шатуна двигателя peugeot
« Reply #14 : 31 Октября 2016, 20:43:09 »
О восстановлении шатунов. Вкладыш всегда уже, чем постель в шатуне. Этим  и надо воспользоваться. С обеих сторон шатуна (без крышки) выполняются проточки глубиной на разницу ширины вкладыша и постели. В эти проточки устанавливаются бронзовые полукольца  (Бр.АЖ9-4). Толщина полуколец равна глубине проточки + половина требуемой компенсации. Крышка шатуна выполняет заодно и функцию стопорения полукольца от проворота. Делали и иначе - протачивали совместно и шатун в сборе с крышкой и ставили с каждой стороны по два полукольца, которые могли вращаться в выточке как хотели. Работают оба варианта прекрасно, но первый вариант намного дешевле. На изготовление пары полуколец уходит намного больше дорогой бронзы и мехобработки больше.
Спасибо большое вам, к данному моменту проанализировав вашу цитату в моем первом посте, пришел к выводу что буду точить окружность на щеке шатуна и ставить два полукольца с одной стороны(убитой) с припуском на износ коленвала в этом месте приблизительно в 0.2 мм  и зажимать их крышкой шатуна. Перед работой по шатуну ваш пост тщательно еще проанализирую, ну и относительно меди есть думка пока, для изготовления полуколец использовать  полукольца от коленвала с наших машин.