теоретически, некоторые присадки могут изменять цетановое число, ...
Сие вопрос интересный. Далее речь пойдёт о числе октановом(измерениями цетанового числа не занимался), но сути дела это не меняет. ОЧ, как и ЦЧ определяется, строго говоря, фракционным составом топлива, а также наличием непредельных и ароматических углеводородов. Последние особенно не желательны. Но это в норме, при соблюдении технологического процесса производства топлива согласно ГОСТ. В стране же, где стандарты нестандартные и пространство неэвклидово, ГОСТы де факто отменили ещё в приснопамятные времена. Сейчас любой НПЗ волен работать согласно ТУ, а в ТУ на абсолютно законных основаниях можно писать всё что угодно, в т.ч. и объявить ослиную мочу бензином. И будь их воля, они так бы и сделали, продавая вышеозначенную по 30-50-80-100 руб/литр, но есть две досадные "мелочи", не позволяющие этого сделать. Во-первых, двигатель должен хотя бы как-то на этой бурде запускаться и работать, а во-вторых, приборы для измерения ОЧ должны выдавать хотя бы те значения величин, которые прописаны в ТУ. Но прибор-то может быть и немецкий
, а показания подправить, тем не менее надо, и тут, вообще говоря, существуют два пути:
1. Производить нормальное топливо - сценарий более чем фантастический, ибо всё, кроме клизЬмы, делается через ...опу.
2. Разбавлять бурду разновсяческими присадками, позволяющими придать оной субстанции "товарный вид".п.2. имеет место быть на практике, а посему нас и интересует.
ОЧ(как и ЦЧ), как известно, может измеряться двумя методами: моторным(ОЧм) и исследовательским(ОЧи).
Для неразбавленного топлива между значениями, полученными этими методами, существует довольно сложная нелинейная связь, т.е. одно можно пересчитать в другое, ОЧм=f(ОЧи). В случае применения присадок зависимость ещё сложнее, но главное, что она заранее неизвестна: ОЧи=random(ОЧм)
. Важно другое: приборы, измеряющие ОЧ по исследовательскому методу(работающие, например, на принципе измерения диэлектрической проницаемости топлива), становятся практически бесполезными, т.к. будут показывать некую величину, прописанную в ТУ, но мало относящуюся к реальности. Моторный стенд гораздо "хуже", ибо это двигатель, коему индифферентно, кто что показывает - работать он будет в соответствии с реальным ОЧ. Посему моторный метод стоИт костью в горле у шулеров, но и это можно решить присадками, но уже другими. Таким образом, присадки можно разделить на две группы:
А. Влияющие на показания измерительного прибора.
B. Влияющие на реальное ОЧ.
Тут грабли заключаются в том, что присадки группы А мало влияют на работу двигателя, а присадки группы B приводят к неопределённым показаниям прибора. Чтобы фуфлоторговцам не попасть впросак, должна выполняться известная зависимость ОЧи=f(ОЧм). Чтобы этого достигнуть, сперва присадкой группы В добиваются нужного ОЧм, после чего присадками группы А, а также иными веществами, получают нужные показания измерителя ОЧи. Тут надо сказать, что полученная "бормотуха" аппроксимирует реальную функцию ОЧи=f(ОЧм) лишь в точке "номинального значения", так что определить фуфло всегда можно, было бы желание. Это во-первых. Во-вторых, работать на этой бурде мотор будет(при точно подобранных пропорциях ингридиентов). К чему всё это??? А к тому, что "компот" из минимум трёх сложных органических веществ весьма нестабилен даже при нормальных условиях: налейте литровую баночку "чего-нибудь повысокооктановее", оставьте её на месяц постоять - и результат будет виден невооружённым глазом.
Какой будет "октан",трудно предсказать, но самое отвратительное, что падает давление паров насыщения: бензинчик перестаёт испаряться. В камере сгорания процессы идут другие, причём более интенсивно. Из последствий самое безобидное - выход из строя свечей зажигания за несколько сот километров.
Выводы:
1. Присадки, повышающие ОЧ, существуют и применяются нашими орденоносными НПЗ.
2. Данные присадки есть сложные композиции химических соединений, взятых в определённых пропорциях друг к другу и к единице массы топлива.
3. На кухне или в гараже такой состав получить проблематично(если вы не юный химик
), а залив в бак непонятно что из красивой бутылочки - невозможно.
4. Составы не стабильны, их компоненты с течением времени разлагаются или полимеризуются, продукты реакций непредсказуемы.
5. В двигателе присадки и продукты их реакций вызывают массу неприятностей: выход из строя свечей зажигания, лакообразование, коррозию металлических и ускоренное старение резинотехнических деталей, окисление моторного масла, отравление каталитического нейтрализатора и т.д...
6. Основная цель применения присадок - "протащить" некачественное топливо через инструментальный контроль. С учётом дыр в нормативной базе задача решается успешно и вполне легально.