Приветствую завсегдатых.
Читая интернет, общаясь с разными специалистами, можно столкнуться с большим множестов мнений об интервале замены моторного масла: кто-то, до сих пор сетуя на качество российского топлива, утверждает, что больше 10ткм масло не выдержит, кто-то более осоторжен и сначала пытается выяснить режим эксплуатации автомобиля, кто-то смотрит на буквы двигателя и на допуски масла, но, видя сажевый фильтр и требования применения масел с пониженым содержание сульфатной золы, тоже утверждает, что, мол, это смерть ездить на нем больше 7.5ткм. В том году решил проверить (путем отправки масла в Германию на анализ.), может стоит сократить интервал (обычно меняю на 10ткм) или наоборот - немного его увеличить.
Автомобиль: BMW 525d, 2007 год, 3.0d, акпп, сажевый не удален, егр заглушен и программно отключен, сделан чип-тюнинг. Масло Ravenol VMO 5w-40 C3 LL-04, объем масла в двигателе - 8 литров. Масло было залито в двигатель в первых числах июля у дилера BMW в Харькове. Вместе со стандартным ТО производились дополнительные плановые работы, в том чиле и замена всех свечей накала. С Харькова поехали на Москву, Иваново, Архангельск. Потом практически 3 месяца было много коротких поездок по городу с 3-5 минутным прогревом, много холостого хода с работающим кондеем, ну и немного трассы. Наездив так в режиме 50/50 город/трасса около 5000км, в августе масло было изъято из картера шприцом с надетым удлиннителем из трубки для щупа. После отбора масла уровень упал ниже середины, был долит 1 литр масла. Больше доливок не было. Надо отметить, что только к 3ткм масло заметно изменило свой цвет с золотистого на темное.
С конца августа до второй половины октября заторов в городе стало еще больше, как и поездок. Городского цикла прибавилось, но и трассы тоже. Один раз была поездка Архангельск-Тверь-Волоколамск-Москва-Иваново-Архангельск и Архангельск-В.Новгород-Архангельск. Таким образом, равновесие соотношения трассы/город сохранилось - 50/50. Хотел сделать отбор на 10ткм но обстоятельства сложились так, что пришлось срочно ехать в В. Новгород. Честно говоря, по цвету и капельному тесту на фильтровочной бумаге масло к тому времени не внушало доверия. Но менять его просто не было времени.
Всегда стараюсь заправляться на Лукойле, т.е. 90% заправок это топливо Евро4/Евро5. Остальное приходится на Роснефть, ГПН, ТНК - Евро3/Евро4. В городе расход летом около 10л/100км, по трассе около 5-6л/100км при преобладающей 120-130км/ч. Моточасов за весь срок службы масла намотано около 600.
Добавлено спустя некоторое время После того как получил первый результат из лаборатории немного призадумался - железа хотелось бы поменьше. Т.е. при максимальной разумной норме для легковых авто в 100мг/кг за 10ткм можно было получить половину от нормы, что, считаю, несколько многовато. Как вариант - замена свечей накала могла дать дополнительное железо. Неплохо было бы конкретному сервису менять масло уже после всех операций с двигателем. Настоящие манияки-автолюбители даже воздушный фильтр меняют за 1-2ткм до замены масла, чтобы та грязь, что может попасть во впуск и превратиться в кремний, осталась в старом масле, ну и фильтр со временем подзабьется и улучшит свои фильтровочные качества.
А вот падения щелочного числа ожидал более сильное. Все ж, не все масло сливается и сколько-то сотен мл неизбежно останется в двигателе. Как правило, кислотное число старого масла уже достаточно высоко и, естественно, что свежее его нейтрализует, понижая свое собственное. Во-вторых, по падению щелочного числа в первые 3-4ткм можно косвенно диагностировать "чистоту" двигателя внутри. Активные свежие присадки "отмывают" двигатель и пытаются задержать намытое во взвеси. Это тоже неотвратимо просаживает щелочное.
Немного насторожило падение вязкости. Связано это, слава Богу, не со сработкой модификатора (который у данного масла не самый слабый, но и есть посильнее), а с попаданием топлива в масло. Таким образом 2.82% дизельного топлива в масле может превратить 5w-40 в 0w-30 ! Думается, потребуется очень долгий пробег с постоянной скоростью и полностью прогретым двигателем для снижения процента дизельного топлива в масле, да и то, более чем уверен, что до конца оно никуда не денется. Такое количество топлива, как мне видится, можно объяснить или неисправностью топливной аппаратуры, или продолжительной работой двигателя при температуре менее штатной, или частой работой на хх, или недавней регенерацией сажевого фильтра. У меня сажевый принудительно регенерируется не так часто, но раза два-три за межсервисный интервал - точно. Судя по компу, разброса по форсункам практически нет и значения по модулю идеальны. За топливом в масле буду продолжать наблюдать. Если значение будет примерно одинаковое и не будет расти, то, наверное, никаких мер предпринимать не буду. Просто, придется использовать только масла вязкости 5w-40.
Результаты второго анализа порадовали больше - железо не увеличилось пропорционально пробегу, что косвенно доказывает теорию о связи повышенного содержиания железа и замены свечей, по остальным металам все идеально, щелочное критично не упало, топлива в масле не добавилось, но, как вариант, модификатор начал срабатываться или база - при меньшем проценте топлива вязкость все-равно уменьшилась. Воздушный фильтр kolbenschmidt справился со своей задачей отлично, хоть я и снял с него "шубу" из войлока, кремния - единицы (при неплотностях во впуске пыль, грязь, песок под действием температуры диагностируется в отработке кремнием). Так же кремний нередко является следствием работы системы рециркуляции отработанных газов.
Итог, думается таков: свой ресурс масло отработало на отлично, не смотря на пробег в 13600км. О том, что замена масла произведена во время, и масло критично не ухудшило свои свойства, так же можно судить по примерно сравнявшемуся щелочногому числу (TBN 11362) и кислотному (TAN). Более чем уверен, еще полторы тысячи пробежало бы точно. Т.е. при условии 50/50 трассы/город (можно даже 30/70, если городской цикл у вас подразумевает достаточно длительную езду на прогретом двигателе и нет адовых пробок) можно смело ездить на лоу-сапсах 15ткм без особых опасений, но при обязательном условии - заправкой топливом только на брендах, где продают Евро4/Евро5. Судя по данному анализу - оно точно есть на приведенных мною заправках. Паспорта на топливо уже давно не спрашиваю, просто надоело.