Дорогой ТНВД! Плохо Ты деда слушал или просто еще мал был
.
Я тоже сопляком был, когда видел эту процедуру. Кажись, это была Полуторка, хотя , возможно , и ЗИС. Каждый водитель имел в машине паяльную лампу, баббит и формочку для заливки шатунов. Вкладышей не было , расплавленный баббит заливался прямо в тело шатуна. для лучшего сцепления баббита с шатуном, последний имел нечто вроде ласточкиных хвостов, прорезанных в постели нижней головки шатуна. Зазор во вкладыше регулировался прокладками, зажимаемыми в стык шатуна и его крышки. Прокладок было много и по мере снижения давления масла их вынимали, иногда прямо в пути на обочине. Если мотор стуканул, шатуны извлекались и водитель выплавлял из шатуна старый баббит и в формочке заливал шатун заново. Формочка давала очень приближенную форму, но баббит мягок как свинец и легко шабрился. за несколько часов водитель пришабривал баббитовую заливку и трогался дальше. Вручную пришабренный вкладыш плохо лежал на шейке вала и очень быстро обминался по шейке вала. Зазор увеличивался, давление падало. Тогда вынимали 1-2 прокладки из шатуна и уже ездили долго и счастливо. Все это я видел еще где-то в 50-52 году. Но что интересно. У меня есть инструкция по эксплуатации автомобиля ДОДЖ 3/4 - это довоенная американская разработка и по Лендлизу он поставлялся в войну нам. инструкция на русском языке и видимо, для нас, отдельно оговорено, что шатунные
вкладыши стальные, тонкостенные, незаливаемые и при замене не требуют регулировки или шабрения. Это единственная техническая информация о машине и моторе, а остальное - куда воду и масло заливать и какие кнопочки нажимать, чтобы лампочки загорелись. В общем, как и в сегодняшних западных инструкциях, которые более, чем наполовину, посвящены управлению радиоприемником, а про машину говорится только где бензобак расположен.