Начну, пожалуй, с момента нашего с семьей прилета в Окленд 23 апреля 2014 года.
Недели три заняло обустройство быта, покупка машин и организация интернета. Время здесь течет неспешно и таков же и стиль жизни местных жителей и компаний. Заказали у интернет-провайдера модем и ждали его 2 недели. За это время пользовались дорогим вариантом.
12 мая я зарегистрировал компанию AutoDIESEL Limited через интернет (
http://www.business.govt.nz/companies). Заплатил он-лайн 12 долларов. Компанию регистрировал на домашний адрес (на арендованный дом) и приложил скан договора (Потом перерегистрировал на адрес мастерской). Этого было достаточно. Через 3 дня я получил по электронке подтверждение о регистрации. Затем прошел, так же на сайте, процедуры присвоения IRD номера для себя и для компании (полный аналог ИНН). После этого заехал в ASB банк (
www.asb.co.nz) и в течение 10 минут открыл бизнес-счет на компанию. Перевел, согласно моему бизнес-плану, деньги с личного счета на счет компании и стал искать подходящее помещение для мастерской.
Здесь немного поясню, что я приехал по предпринимательской визе и мог открыть бизнес только согласно бизнес-плану, который я отправлял в офис иммиграции. И визу вначале дают на 9 месяцев для открытия бизнеса. Потом продляют, если все нормально. Здесь то и была трудность с поиском помещения, потому что тут принято заключать договор аренды минимум на год, а чаще на два. И те помещения, которые подходили мне, хозяева, увидев мою визу, не хотели со мной связываться. В итоге, я больше 2-х месяцев потратил на поиск помещения для мастерской и был готов плюнуть на все, но повезло. Увидел на сайте объявлений только что выложенное предложение аренды. По деньгам, стоимости и району мне подходило просто идеально. Я позвонил агенту и договорился о встрече. Обычно назначают встречу через день-два, а то и больше, но тут был молодой парень и он сказал, что готов показать через полчаса. В назначенное время я был по адресу и, после 15-тиминутного осмотра, мы обсудили условия и подписали предварительный договор. Я, правда, подписался под большим штрафом в пользу арендодателя, если мне не продлят визу и мне придется покинуть помещение до окончания 2-хлетнего срока аренды.
Оборудование и инструмент для работы было уже готово к отправке из Китая. Я приобрел уже проверенные в моих компаниях «АвтоДИЗЕЛЬ» (
www.autodiesel.ru) и «ДизельТРЕЙД» (
www.dieseltrade.ru) в Красноярске стенды CR-305 и 12PSDW150. За то время, пока ждал оборудование (3 недели), работал над сайтом
www.autodiesel.co.n z , рекламой и поиском работника. В первый год я должен нанять хотя бы одного человека из местных. Объявление давал на местном сайте по поиску работы
www.seek.co.nz и откликнулись 3 человека. Я долго думал, как же провести собеседование, тем более что не очень хорошо владею английским, да и потенциальный работник может хорошо преподнести себя, а на деле окажется неважным специалистом. В итоге, я просто положил на верстак с тисками (стапеля еще не было) VE насос, купленный на разборке, разложил нужный и ненужный инструмент, включая болгарку и молоток и попросил частично разобрать и собрать насос. Первый чел полчаса крутил его в руках и, когда взялся за болгарку, я его остановил. Второй, молодой парень с острова Самоа (здесь много островитян. Приезжают учиться и потом остаются. Он закончил местный автомобильный институт) достаточно быстро разобрался, как снять плунжер и догадался, как вернуть его на место. Это при том, что он первый раз ТНВД в руках держал. Его я и взял на работу. Система оплаты тут может быть разная и, соответственно, налогообложение тоже. Мелкие фирмы обычно обращаются в бухгалтерскую компанию и те ведут учет. Большинство пользуется он-лайн программой по бухучету
www.xero.com/nz/ . Аналог 1С но, на мой взгляд, гораздо проще и нагляднее в ней работать. Вначале я обратился и заключил договор с местной чисто англоязычной компанией. Но на старте мне нужно было поучиться и выяснить много вопросов и здесь была огромная проблема, как недостаток английского. Если на бытовом уровне я справлялся, то при обсуждении бизнес-вопросов и налогообложения я стал тормозить. Понял, что мне нужен как минимум переводчик или, лучше, русскоязычный бухгалтер. Я нашел такого в лице приятной женщины из Иркутска, которая живет здесь с семьей 14 лет и имеет свою бухгалтерскую компанию. Вобщем, сейчас я с ней и работаю.
По оплате труда работника: я выбрал, по совету бухгалтера, почасовую оплату. В НЗ минимальная оплата труда 14 долларов в час. Я стал платить ему 18 долларов в час. Это немного для механика, но нормально для начала. Для клиента час работы 70 долларов. Однако на практике цены обговариваются с клиентом. Клиента, как и везде, интересует конечная цена и подешевле. Почти всегда торгуются. Поэтому сейчас начинаю сразу с максимальной цены, зная что клиент уговорит меня сделать ему скидочку долларов 50-70.
До декабря сидел чаще пустой. 1-2 машины в неделю. В основном с протекающими насосами. Солярка тут изумительного качества и насосы 90-х годов начинают течь при идеальном состоянии плунжера, роликов и т. п. Коммон-рейл если и ломается, принято менять на новое. Здесь никто не делает CRI. Так что у меня впереди по этому направлению ожидается много работы.
С декабря мастерская подзагрузилась и сейчас есть как минимум на неделю вперед работы. Начинаю потихоньку повышать цены. Хотя пока они у меня ниже процентов на 30-40, чем у конкурентов.
Визу мне недавно продлили на год пока. В сентябре-октябре я должен буду отправить баланс на рассмотрение. Если все ок, то продлят еще на 2 года.
Естественно, я ничего бы не смог сделать без поддержки моей семьи и новых замечательных знакомых и друзей, которые давно обосновались в НЗ.
Вот так начинается дизельный бизнес в Новой Зеландии.