Моя версия такая :
1. Всё началось в далёкие 60-е годы прошлого века. Когда применили шайбовые толкатели. Наружная поверхность толкателя крутится при обильной смазке. Вращение против часовой, за счёт смещения оси-центра кулачка.
А вот внутренняя часть (толкатель-торец клап., тарелка, сухари) работают в условиях полусухого трения.
Так же, в те годы, применялась конструкция сухарь-стержень с одной канавкой. И жёстким креплением стержень-сухарь- тарелка. Следовательно вся эта констукция обязана была вращаться в одну сторону с толкателем.
Что и было сделано. Тарелка крутится тоже против час. "соскальзывая" с кончиков обеих пружин. Крутиться "против шерсти" было бы неправильно.
2. Затем появилась конструкция стержень-сухарь-тарелка с тремя канавками. Тут клапан уже мог вращаться сам , в одиночку. Но всё равно против часовой . Учитывая полусухое трение толкатель-стержень. Менять направление навивки только мал. пружинки не стали. Мне кажется:
а) по причине унификации. Поскольку качество пружин было на высоте. За 13 лет не видел ни одной полностью лопнувшей пружины. Видел согнутые и просевшие, горелые (от аварий и перегревов). Лопнувшие-нет. И выпущено их уже было к тому времени десятки миллионов штук.
б) Чтобы хоть как-то различать между собой две маленькие пружины. Одна от шайбового, а другая от гидрокомпенсаторного (которые уже начинали применять).
Если большие пружины (гидро и не-гидро) довольно заметно отличаются по высоте. То заметить ничтожную разницу в высоте маленьких пружин чрезвычайно трудно. Учитывая б/у состояние,стёртую краску и просадку. А вот направление навивки маленьких и позволяет быстро различить их. Несмотря на стёртые метки.
Кстати ВАЗ слямзил конструкцию, полностью. Даже не задумавшись, почему навивка пружин в одну сторону. Так тупо и перекопировали. Хотя ничего не мешало сделать навивку в разные стороны. Ведь стержни то были уже на три канавки. А поскольку качество пружин уже не немецкое, то поломка пружин, и попадание части витков одной , между витками другой--было обычное явление. С повреждением стержня и сальника.
3. Появились гидрокомпенсаторы. Появилась обильная смазка узла стержень-сухарь-тарелка. Стержень сам один крутится согласно вращению гидрика. Сделали навивку в разные стороны , как того требуют правила. Да и различать маленькие пружинки теперь стало очень удобно.
З.Ы. Обратите внимание, в самых современных моторах (многих фирм) , когда опять вернулись к схеме с толкателями. Хоть шайба сверху, хоть шайба внутри, хоть монолитный. Стали делать дырочку в днище толкателя. Для масла. Чтобы убрать полусухое трение.