dieselirk, эта версия единственое что мне приходит в голову. Так как в морозы (где-то дня 4 уже стояли) под - 20 зачерствел и так подношенный передний сальник ТНВД Лукаса, стал сильно пропускать соляру в картер - в масло. Обычно двигатель покушивал масло, студент больше держакл уровень масла на минимуме (экономил деньги, да и непосредсвенно перед сроком замены масла тем более), значит этой соляры в масле было практически 1 : 1 -> уровень масла выше мах на где-то 4 см. Все лужи и водоемы уже замерзли так что на машинах через реки смело проезжали - т.е. воду всасать в двигатель ну ни как не мог. Тем более воздушный фильтр цел, да и прилипший, так что ни кто его точно не снимал, в масле после слива воды не обнаружено, так-же и в двигателе после всрытия. Весь перед двигателя был залит маслом, явно следы масла начинались от масло заливной горловины (пробка не особо плотная).
Судя по этим маслянным следам, если уж масло выдавило пробку, то без труда могло через систему вентиляции проникнуть в цилиндр! Черный след масла в впускном коллекторе был. Т.е. не примерзла система вентиляции картера, а коленвал цепонул масло в картере, забросил большое количество на верх в подклапанное пространство.
Ну или остается версия соседа (владельца сервиса у которого я ремонтировал двигатель) при сборке двигателя после кап ремонта бывший владелец обноружил подогнутый шатун, собрал и продал машину! Тоже не исключаю, так как цена авто была ткая-же как и не ремонтироваянных полусгнивших авто. В морозы + соляра в масле + еще что-то согнуло шатун 4-ого цилиндра больше. Но до морозов небыло симптомов свернутого коленвала, а после ремонта двигателя имелось явное присудствие - двигатгель работал с большим протраиванием. Выставляя угол насоса по ранше, протраивания заканчиваются, но сразу начинается явный признак раннего зажигания (резкий стук при подаче газа.. и не форсунки это). Но все вкладыши коленвала без износа или царапин -> как вчера поставленные.
Других соображений у меня просто нет.
Ах да.. как это было. Завел сын машину в -20 без проблем, минуту подогрел, пака счищал снег со стекол и поехал с работы домой по городу, без остановок и не давая мотору нагрузку (в любом случае дорога плохая, так что не врет). После каких 3 км что-то пару раз стукнуло (не особо сильно) и с зади повалил густой белый дым. За это время двигаель 100% еще не прогрелся. В лучшем случае ну каких 35 - 40 грасусов набрал.