Долго не ввязывался в эту тему - болезненная она для меня. Полтора года назад принял решение переехать в более просторный цех, аренда, соответственно, возросла в разы. Прибыль сошла на нет, долг по аренде стал расти. Собственно ничего ненормального в этом не было я ставку делал на увеличение штата и еще до переезда стал подыскивать себе людей. Раньше со штатом у меня было все легко и прекрасно - люди просились на работу довольно часто. Я выбирал, старался брать молодых, чтобы научить и воспитать их так как мне хотелось. С мужиками старше 40 ничего путного не получалось - они уже привыкли работать в своем ключе. Причем не всегда в плохом, только в неприемлемом для меня. К примеру, один - фантастически честный, пунктуальный и аккуратный человек, но медлительный настолько, что просто ничего не зарабатывал и я из проблем с клиентами из-за него не вылезал - всегда работу делал на несколько дней позже чем положено, хоть и ночами сидел. Иные работали, как привыкли при социализме: начальство смотрит - работают, отвернулось - пропади оно все пропадом. И денег никаких не надо. Кто-то свято был убежден, что клиента необходимо обманывать и обманывали: и клиента и меня. В общем как-то давно уже готовил себе кадры сам из числа пареньков после школы, которых родители хотели к делу приучить. Так было долго и ничего лучшего для себя я не видел (в общем и сейчас не вижу).
В связи с переездом в новое помещение понадобились люди, стал размещать объявления. Пошли люди. За год принял 8 человек уволил или сами уволились 6. Оказались совсем не способны к работе, хотя все ранее работали в автосервисах или в автохозяйствах. Двух оставил. Один долго работал продавцом запчастей, другой окончил Кораблестроительный институт и хотел работать руками. Оба оказались пытливыми и обучаемыми. Оба очень старались. Примерено год оба были на подхвате: сначала метла и мойка, потом каждый прикреплен к мастеру в подручные. Месяца полтора назад наставник "продавца" внезапно заболел. Машина не закончена. Надо сдавать. Ну , думаю, попробую парня на самостоятельной работе, тем более, что наставник его очень хвалил. Мотор - простейший 2LII, был практически сделан: голова собрана и отрегулирована, поршневая собрана и поддон закрыт. Оставалось поставить голову, сфазировать и поставить мотор на машину. В такой ситуации считаю достаточным для себя присутствовать при обтяжке головы и при фазировке. Присутствую, все делает правильно. Хвалю и иду заниматься своими делами. Машину сдаем в срок. Но новоиспеченный мастер тоже заболел и крепко - до сих пор болеет уже месяц. На другой день машина приезжает - течет масло. Смотрим где - треснул корпус теплообменника от чрезмерной затяжки конической резьбы штуцера. Неприятно, но по человечески понятно - перестарался. Лючок теплообменника был в неликвидах. Полдня - заменили, принесли извинения. Через две недели звонит - стук в моторе. Эвакуатор, разборка мотора. Распредвал и вкладыши в мясо. Снимаем голову. Перепутано место установки направляющей втулки для головы. Вставлена в отверстие, через которое подается масло. Подача масла перекрыта. Мотор проработал две недели без подачи масла к распредвалу, только на сборочной смазке. Вот так. Человек без малого год был в подмастерьях, вроде и старательный и с желанием. Выгонять не буду - парень вроде старательный, но минимум еще год-полтора в подмастерьях ходить. С тем что ВУЗ закончил другие проблемы - ошибок не делает, но боится всего на свете, даже коллекторы с помощью динамометра притягивает. Но это лучше чем излишняя самоуверенность. Вот так и живем. А если до лета дополнительных человек шесть продуктивно работать не будут, то с арендой не справимся.