Чёрный дым или сажа-это свободный углерод,которому не хватило кислорода чтобы окислиться.В случаях с забитым воздушным фильтром,недостаточным наддувом,свободногуляющей заслонкой горного тормоза,постоянно открытым клапаном ЕГР,забитым глушителем и другими им подобными всё ясно.А насчет раннего впрыска здесь же на Форуме очень хорошо сказал Алекс Дизель СПб,не могу найти где.Смысл таков,что рано впрыснутое топливо попадает в ещё неподготовленные условия.Там ещё есть сравнение с горением топлива в ведре с выделением черного жирного пламени.Суть та же-нехватка кислорода в зоне горения.
Белый дым(не путать с паром)-это несгоревшая соляра,поздно впрыснутая и неуспевшая сгореть.Она испарилась и вылетела в трубу.Или нет условий для воспламенения: компрессия мала ,свечи и т.п.
А насчет большего и меньшего количества впрыснутого топлива(о чем пишет уважаемый Димас) вообще неясно:что,чем раньше момент впрыска топлива тем большее количество топлива впрыскивается и наоборот?Разве впрыск прекращается в момент прихода поршня в ВМТ?Думалось что это регулируется топливным насосом ВД,и не зависит от раннего или позднего впрыска.