https://dzen.ru/a/Ygpim7YVgSVGzzFcКроме экспериментальных электро и паровых двигателей, в конце 19 начале 20 веков регулярно появлялись разработки ДВС, призванные уменьшить потребление топлива, увеличить мощность или уменьшить шум двигателя. Можно вспомнить двигатель Джеймса Аткинсона, предложенный им в 1886 году, (который «пригодился» значительно позже, в «Toyota Prius» и в «Mazda Xedos 9/Millenia). Но сегодня поговорим о еще более интересном моторе – альтернативном ДВС Чарльза Найта.
А вот и этот замечательный двигатель.
Не секрет, что одним из самых «шумных» и сложных механизмов в привычном нам ДВС является механизм газораспределения, даже сегодня. А что уж говорить о начале 20 века. Именно в попытках снизить шум, Найт и придумал свою конструкцию. Он избавился от громоздкого и шумного газораспределительного механизма, предложив ему на замену оригинальную конструкцию: пара гильз с отверстиями, расположенные между стенками цилиндра и поршнем. Распредвал поднимал и опускал гильзы, совмещая отверстия, с помощью которых и производился цикл впуска/выпуска.
Чарльз Найт за рулем автомобиля с "собственным" двигателем!
При подобной конструкции двигатель оказался в производстве дороже применяемых тогда двигателей, но все компенсировала бесшумная работа двигателя. Первый автомобиль с 40-сильным четырехтактовым двигателем Найта, Чарльз и его компаньон Лаймен Кильбурн показали в 1906 году на Чикагской выставке.
Впечатления от его работы были настолько сильными, что сразу несколько производителей закупили лицензии и стали ставить двигатели Найта на свои автомобили. Основными были Стернз-Найт (1911-1929) и Виллис-Найт (1915-1933), европейские Даймлер (1909-1932), Мерседес (1911-1924), Панар и Левассор, Пежо и десяток других!
Шестицилиндровая двухдверка Willys-Knight Great Six 1930 года — один из самых массовых автомобилей, когда-либо использовавших двигатель Найта. Всего с 1914 по 1932 год включительно под маркой Willys-Knight были выпущены сотни тысяч автомобилей нескольких моделей с бесклапанными ДВС.
Причем конструкция не только лицензировалась, но и совершенствовалась. Например, в Шотландии, компания Argyll разработала версию с одной вращающейся гильзой, которая могла контролировать оба цикла – и впуска и выпуска. Мало того, Napier, Rolls-Royce и Bristol разрабатывали и устанавливали двигатели Найта на самолеты в 1940-50-х годах. Стоит сказать, что там использовались самые мощные найтовские двигатели, мощность достигала до 3500 л.с.
Схематично, но вполне понятно. Распредвал опускает и поднимает гильзу, поршень делает свое дело.
Успех двигателей обеспечивали его характеристики – улучшенный газообмен, за счет более крупных «окон», из-за несовершенства систем клапанов, такие двигатели могли обеспечить более высокие обороты коленвала, как ни странно, но двигатели Найта были и более «живучими», по сравнению с клапанными ДВС. Ну и намного более тихими.
Авиационный двигатель Bristol, использующий систему газораспределения Найта
К минусам относили более высокое потребление и бензина и особенно масла, использующегося для смазывания гильз и сгорающего там. За автомобилями с двигателями Найта всегда тянулся синий дымок от горевшего масла (как за двухтактыми мотоциклами).
Эмблема на автомобиле Stearns с двигателем Knight.
Концом движков Чарльза Найта стал прогресс в развитии систем клапанных механизмов газораспределения, позволивший им стать надежнее и менее шумными. Все же экономически такие ДВС были привлекательней для производителей, да и для потребителей тоже. Тем не менее, регулярно появляются сообщения о том, что та или иная компания ведет разработку своего двигателя с «гильзовыми» клапанами. Как пример можно привести новости 2016 года от американской компании Pinnacle Engines и их 3-цилиндровом двигателе с оппозитными поршнями объемом 1,5 л.с., где они применяют подобную систему газораспределения.
Видео с запуском и работой двигателя
https://youtu.be/vpyjAR_k70YСовершенно изумительный ролик, я даже запах чувствовал...
Добавлено спустя некоторое время Один из моих учителей Евгений Михайлович Гусев (вечная ему память) был очень известным авто-моделистом, членом международной ассоциацией (не помню за давностью) . Он в 70 годах хотел создать такой двигатель для автомодели-копии, но ... не получилось.
Не могу не написать об этом человеке.
В нем всё было необычно и прекрасно.
В довоенные годы авиатехник. В начале Великой отечественной войны был в составе авиагруппы нанесшей бомбовый удар по Берлину с 7 августа по 5 сентября 1941 года. К сожалению, наград его я не видел, но их было много, судя по планкам на фотографии на доске почета. После войны он простой слесарь-механик в отделе лопаточных машин Центрального Научно-исследовательского Дизельного института (ЦНИДИ), но руками этого слесаря изготовлены и доведены все опытные турбокомпрессоры разработанные в институте для нужд тяжелой промышленности. Парллельно спортсмен-автогонщик, непобежденный чемпион мира по гонкам на холм. Он всегда со смехом отвечал на вопрос - почему же его рекорд никто не побил? Потому, что после этого соревнования более не проводились. Правда, насколько я знаю в настоящее время проводятся .Евгений Михайлович автор книги "Пособие для автомоделистов" Гусев Е.М., Осипов М.С. ... Пособие для автомоделистов. Гусев Е.М., Осипов М.С. Издательство: ДОСААФ Город: Москва Год издания: 1980. Книга есть в открытом доступе, желающие легко найдут.
Вот такой он был, простой слесарь с золотыми руками и добрейшим сердцем. Вечная ему ПАМЯТЬ!