Двигатель, работающий на соломе

  • 0 Ответов
  • 1185 Просмотров
*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9312
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Двигатель, работающий на соломе
« : 26 Декабря 2022, 18:54:58 »

Источник:  Я. Ясенева.  Газогенератор, работающий на соломе.  «Техника-молодежи» №7, 1949 г.
 
Совершенно новый силовой газогенератор создан в Ленинградском дизельном институте Министерства тяжелого машиностроения. Не дерево, не уголь и не торф образуют газ в этой оригинальной установке, а обычная солома.
   Более полвека и у нас и за границей безуспешно искали способ газификации соломы.
   Что же мешало решить эту проблему? Трудности крылись в физико-технических качествах соломы.
   Солома очень легка и очень объемиста. Один килограмм ее — это уже целая охапка. Кроме того, солома не ложится ровным слоем, образует прогалы, пустоты. Поэтому и горит она неравномерно. Если загрузить солому в газогенератор, то отдельные соломинки, переплетаясь, образуют «сводики», пучок повиснет и, будучи очень легким, не может спуститься из газогенератора в топливник.
   На место выгоревшей части не поступит свежая солома. Горение приостановится.
   Есть у соломы и другие свойства, мешающие ее газификации. При газификации соломы образуется очень много смол и золы. Смола не должна попадать с газом в двигатель, чтобы не засмолить его. В газогенераторах смолу разлагают в газ при очень высоких температурах. Но в газогенераторе, работающем на соломе, такой путь невозможен. Этому мешают особенности золы.
   Зола соломы плавится при низкой температуре, и при попытках разложить смолу расплавленная зола образует тягучий стекловидный шлак, застывающий в шахте генератора. Получается так называемый «козел».
   Значит, чтобы научиться газифицировать солому, надо было еще и «примирить» противоречивые свойства золы и смолы соломы.
   Что же заставляло исследователей преодолевать эти трудности? Какие выгоды обещал успех создания силового генератора «на соломе»? Выгоды сулило это большие. Солома очень дешева. И запасы ее возобновляются каждый год, достать ее можно в любом земледельческом колхозе.
   Если двигатель, использующий газ из соломы, заставить работать на молотьбе, то он будет «питаться» буквально «подножным кормом», используя ту же солому, которая только что вышла из молотилки. Выгода и удобство этого несомненны. Правда, довольно давно уже существуют локомобили, способные работать на соломе. Но это сравнительно неэкономичные двигатели. Они сжигают слишком много соломы. А ведь солому в сельском хозяйстве стремятся экономить. Она идет на корм животным, бытовое топливо, подстилку для скота и другие хозяйственные нужды.
   Наконец какое-то количество соломы используется и промышленностью. Для энергетического использования соломы остается не так уж много.
   Силовой же газогенератор «на соломе» обещает быть значительно экономичнее.
   Вот этим и объясняется интерес к таким двигателям.
   В России давно уже были попытки создать его. Но настоящее развитие эти работы получили лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
   Первые результаты по газификации соломы получил профессор Тагеев, которому удалось доказать принципиальную возможность получения моторного газа из соломы.
   Затем в 1933—1935 гг. в Ленинградском индустриальном институте был построен газогенератор для сжигания сноповой комбайновой соломы и соломы крупной резки. Этот генератор мог непрерывно работать в течение 2-х часов, а затем обильно выделяющиеся смолы засоряли двигатель, и он останавливался.
   Больших успехов достиг доцент Коллеров. Начиная с 1933 года, он упорно экспериментировал над различными моделями газогенераторов своей конструкции, разрабатывал теорию газификации соломы.
   Изучение газификации соломы началось в 1939 году и в Энергетическом институте Академии наук СССР имени Г.М. Кржижановского, где член-корреспондент Академии наук СССР З.Ф. Чуханов и старший научный сотрудник А.М. Николаев разработали опытную лабораторную модель газогенератора для газификации соломы периодического действия, которая могла обеспечивать работу двигателя в 15 л.с. в течение времени около 1 часа, а далее требовала остановки и перезарядки.
   В данной модели газогенератора была заложена плодотворная идея равномерного насыщения воздухом слоя газифицируемой соломы. Эта идея в дальнейшем была с успехом развита и реализована для совершенно новой оригинальной конструкции газогенератора для газификации смолы, созданной авторским коллективом научных работников Дизельного института в составе Н.Д. Запорожца, Л.К Коллерова и В.В. Салтыковского. Данная модель газогенератора НИДИ-ГС-1 первая в современной технике практически разрешила проблему газификации соломы без всякого ее уплотнения в естественном насыпном слое и закрепила русский приоритет этого изобретения.
   Расположив фурмы для воздуха так, что воздух, поступающий в газогенератор, равномерно стал насыщать весь объем соломы, они добились успеха.
   Эта система дутья дала возможность превратить смолу в газ при низкой температуре, при которой зола соломы не плавится. Опасность закупорки генератора шлаком отпала. Сухую же золу выбросить легко и просто.
   Избавиться же от неприятных свойств соломы как топлива — ее чрезмерной рыхлости — изобретателям удалось, использовав солому в мелконарезанном виде. Получилось хорошее сыпучее топливо.
   К 1 июля 1947 года первый промышленный образец нового газогенератора был готов. Все его агрегаты — колонка газогенератора, циклон для грубой очистки газа, четыре воздушных охладителя газа, тонкий фильтр, ручной вентилятор розжига, отстойники, газовый двигатель, бункер для хранения запаса соломы, загрузочная площадка и лестница — размещаются на укороченной автомобильной раме машины «ГАЗ-АА».
   Мотор установки имеет мощность 18 л.с. при 1 500 оборотах в минуту.
   Это комбайновый карбюраторный двигатель «ГАЗ-МК», переведенный на газ.
   Чтобы приводить в действие сельскохозяйственные машины, двигатель снабжен шкивом. От мотора же работает соломорезка, обслуживающая газогенератор. В течение часа она успевает нарезать соломы на дневную работу установки.
   Если солома недостаточно сухая, то ее тут же просушивают выхлопными газами в сушилке очень простого устройства.
   Пройдя лабораторные испытания, новый газогенератор 15 июля 1947 года на буксире у автомашины «ГАЗ-АА» выехал из ворот Дизельного института в колхоз «Октябрь» Кингисеппского района Ленинградской области. Это зерновой район, располагающий значительными излишками соломы.
   С 22 июля по 5 октября 1947 г. проработала в колхозе новая силовая установка.
   Здесь газомоторная установка приводила в действие насос для орошения и обслуживала молотилку.
   Всего лишь 16 кг соломы расходует генератор в час. Это значит, что для обмолота тонны зерна требуется израсходовать всего лишь около тридцати копен соломы.
   И везти это топливо не надо. Оно здесь же, на току.
   Только один-полтора процента от всей соломы, обмолачиваемой молотилкой, расходует, газогенератор.
   После полевых испытаний изобретатели внесли в машину ряд изменений, которые подсказала практика, и передали изготовление этих новых образцов на завод Министерства сельского хозяйства.
   В 1948 году уже 10 таких новых, машин работали на колхозных полях, показав высокую эффективность их применения в сельском хозяйстве.