усилие доворота равномерное, а когда оно в процессе доворота ослабнет, то этот болт потянулся больше нормы, нужно еще довернуть, и если усилие не возросло, то такие болты я выворачиваю и меняю..
Я очень ждал высказывания в таком ключе... только я не уверен, что Вы изложили именно то, что хотели сказать....
Переиначу Вашу фразу:
при затягивании болта усилие на ключе возрастает пропорционально углу заворачивания. Если полагается болт довернуть еще, а при довороте усилие на ключе уже не возрастает, то такой болт под замену. Если я верно пересказал Вашу мысль, то все нижеследующее об этом.....
В конце 80-х годов ремонтировал первый дизель VW 1,6. Информации ноль. Затянул все болты на подобие Жигулей. Машина ездила долго и без проблем. Потом было еще несколько машин и тоже все обходилось. Потом попала в руки информация по затяжке болтов ГБЦ, да еще и пропись, что болты сугубо разовые. Прикинул - это получалось многократно сильнее чем у ВАЗ. Попробовал затягивать болты по инструкции .... плывут! Т.е. последние 90 градусов доворота осуществляются практически без увеличения крутящего усилия на ключе. Я весь в расстройстве ... болты на выброс ... инструкция - провокационная... Так случилось, что в те поры я близко сошелся с авторемонтником, который сейчас стал владельцем крупного и очень солидного автосервиса, а тогда, как и я, он на пару с приятелем "починял" в арендном гараже. И так совпало, что мы встретились для чего-то и тогда я попечалился ему про загубленные болты. А он мне поведал, что, в качестве опыта, на своей машине сделал строго по инструкции, что болты тоже поплыли и что машина совершенно спокойно ездит.... Сели рассуждать - почему так....
А теперь чуть-чуть Сопромата (наука о прочности материалов). Если мы возьмем металлический стержень и начнем его в специальной испытательной машине растягивать, то на первых этапах будем видеть, что любому перемещению растягивающего захвата машины будет соответствовать пропорциональное увеличение силы сопротивления нашего стержня. Сопротивление это линейно до некоторого предела. К примеру, растянули на 0.1 мм - сила на захвате составила 100 кГ. Растянули на 0,2 мм сила возросла до 200 кГ. Если теперь сбросить нагрузку, то стержень, как пружина, сократится ровно на ту величину, на которую был растянут. Если снова растянуть на 0,2 мм, то нагрузка снова будет составлять 200 кГ и так сколько хотите раз.
Однако, если стержень продолжать растягивать дальше, то
после какого-то предела удлинение стержня перестанет сопровождаться увеличением нагрузки. Т.е. стержень мы растягиваем, а его сопротивление не изменяется. Это состояние называется достижением предела текучести или площадкой текучести. Если теперь снять всю нагрузку со стержня, то он сократится, но не на всю величину, на которую его растянули, а только на ту, до которой он был растянут, пока не началась текучесть. Эта величина называется упругой деформацией. И у нашего стержня останется удлинение - так называемая остаточная деформация.
Если стержень растягивать далее после появления текучести, то он еще некоторое растяжение "потерпит", а затем снова удлинение будет сопровождаться ростом нагрузки (сопротивления), но не на долго. На стержне появится шейка утончения и он разорвется. Этот момент называется пределом прочности.
Теперь посмотрим как затягивают болты по древней идеологии. Во всех инструкциях писали смазать резьбу болта и торец болта, соприкасающийся с головкой блока маслом. Зачем? Чтобы нивелировать потери закручивающего усилия на трение в резьбе и под головкой болта. При этом, даже при затягивании болтов хорошим динамометрическим ключом, все они оказывались затянутыми по разному - в резьбе могла остаться ржавчина или мусор. Болты или отверстия могли оказаться выполненными с разными огрехами. А отсюда и различное сопротивление затягиванию. Исследовались ли случаи пробоя ПГБ из-за огрехов затяжки я не знаю. Но не зря придумали метод затяжки по градусам. При этом все болты затягиваются до наступления предела текучести и это гарантирует, что каждый из болтов будет развивать одинаковое прижимающее усилие. Площадка текучести хоть и имеет некоторую протяженность , но не ужас какую большую. Поэтому, используя старый болт повторно, мы можем не почувствовать конца площадки текучести и приблизить состояние болта к пределу прочности. Оборванные при эксплуатации болты головок блока, полагаю, попадались каждому.
Общий вывод - болты, предназначенные для затяжки по градусам, если они новые, имеют полное право поплыть и это нормально. К старым болтам это не относится и употребление старых болтов - зона большого риска.