Ничего не сказано(в вводных):
1-- про состояние нижней части мотора. Конкретно - про выступание поршней. Двигатель условно "короткоходный", для такого большого диаметра цил. К этому -ещё очень маленькая степень сжатия 16
2--про выступание тарелок клапанов над плоскостью ГБЦ.
3--у мотора сильно специфичеки очень раннее открытие выхл. клапана(после ВМТ), на рабочем ходе
Если есть отклонения по п.п. 1 -2 и есть хоть маленький сбой по фазам открытия клап. --- то будет неизбежно , плохое завихрение заряда, плохое сжатие смеси, не полное сгорание, выброс недогоревшей смеси в трубу. Типа эффект загнутого шатуна.
Могу даже объяснить(теоретически), почему стало чуток лучше работать, при установке другого р/вала:
1--чуть могли фазы отличаться
2-- чуть могли зазоры клапанов отличаться.
По зазорам клап. -- когда-то специально делал колхозные эксперименты. На моторе(форкамерн.) с заведомо гнутым шатуном.
Менял зазоры, в большую сторону. И "чуток крутил"(туда - сюда) шестерню р/вала от штатного положения.
Так увеличение зазора клап., раза в ДВА-ТРИ больше нормы -- приводило к заметному снижению дымления мотора белым вонючим, на холодном. Особенно было заметно эффект, чуть после прогрева.
Т.Е. недостаток сжатия смеси(от гнутого шат.) -- кустарно компенсировался более ранним началом сжатия смеси.