Разминка. Песни-мелодии паровоза.

  • 26 Ответов
  • 8526 Просмотров
*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2771
  • 302
    • Украина
Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« : 06 Декабря 2013, 20:51:21 »
Добрый вечер Всем присутствующим. Вот вспомнилось из прошлых лет. Загадка на выходные дни. Вместо разминки.
Кто постарше, тот помнит, как по мере увеличения скорости паровоза(состава) – менялась и песня-мелодия паровоза. Опытные машинисты, на слух , могли без прибора (примерно) определять скорость. Даже был шуточный «список» мелодий, по мере набора скорости. Это мне рассказывал старый машинист. Их там была наверное дюжина. Многое забылось, вот вспомнилось только это: от «Трогаемся с места», до самой критической-предельной скорости. Шутки конечно, но нельзя не согласиться. 

=(с-с-с-сАлом!, м-а-слом, с-с-с-сАлом!, м-а-слом)

=(щАс!-по-е-дем, щАс!-по-е-дем, щАс!-по-е-дем, щАс!-по-е-дем)

=(по-Е!-хали, по-Е!-хали, , по-Е!-хали, по-Е!-хали)

= ………..

=…………

=………..
.
.
.

=(дофи-ГА!-на-гру-зи-ли, дофи-ГА!-на-гру-зи-ли, дофи-ГА!-на-гру-зи-ли,)

=(гОлки-нитки-гОлки-нитки-гОлки-нитки-гОлки-нитки-гОлки-нитки)

Понятно, что мелодия изменялась вместе с изменением частоты выброса отработанного пара. Но почему, всё-таки, человеческое ухо слышит эти мелодии.
Ведь колёса круглые, сидят жёстко на осях. Паровые цилиндры с двух сторон паровоза.
Что же в паровозе создаёт мелодии?? Какая особенность конструкции?
Почему паровоз не пыхтит просто так например: пых-пых-пых-пых-пых ? Или, к примеру :чух-чух-чух-чух ?

Загадка лёгкая, техническая. И даже, в определённой мере, имеющая прямое отношение к «Системе управления диз. Двигателей». Поэтому и рискнул задать её на Форуме.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9308
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #1 : 06 Декабря 2013, 22:25:06 »
К системе управления дизелями сие не имеет никакого отношения. Поскольку я ответ знаю, то немного усугублю задачку. Принцип лежащий в основе этих мелодий является основополагающим для движения паровоза вообще, и в частности для маневрирования.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2771
  • 302
    • Украина
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #2 : 06 Декабря 2013, 22:37:55 »
Ув. Александр Юрьевич. К системе управления дизелями имеет ИМХО отношение. Пусть косвенное . В том смысле, что на паровое Этого нет, а на современном дизеле Это есть.
То, что технически не могло быть осуществлено на паровозе, (да и незачем было) , теперь в полной мере применяется на дизеле. Если, в те времена, могли бы (гипотетически) применить ЭТО на паровозе , то и песни бы паровозной не было бы. А если бы и была , то очень-очень тихая. И слышали бы мы тогда, только монотонное "чух-чух-чух-чух".
« Последнее редактирование: 06 Декабря 2013, 22:50:40 от Kudrik »

*

amon

  • Постоялец
  • ***
  • 112
  • 2
    • СПб
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #3 : 08 Декабря 2013, 01:35:30 »
Рискну предположить, что дело здесь в отсутствии коробки передач и редуктора у парового двигателя, поскольку он имеет значительный крутящий момент уже при нулевой частоте вращения вала. Кроме того, обороты этого двигателя низкие и соответствующие частоты хорошо воспринимаются нашим ухом.

*

gambsi

  • Ветеран
  • *****
  • 1355
  • 122
    • Moldova,Chisinau
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #4 : 08 Декабря 2013, 02:01:28 »
Здаёмсу!

*

amon

  • Постоялец
  • ***
  • 112
  • 2
    • СПб
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #5 : 08 Декабря 2013, 03:43:59 »
Да, забыл сказать, что звуки IMHO создаются золотниковым и дымотяжными устройствами.

*

Андрей Ф

  • Ветеран
  • *****
  • 6685
  • 1090
    • Калининград
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #6 : 08 Декабря 2013, 06:09:06 »
Да, забыл сказать, что звуки IMHO создаются золотниковым и дымотяжными устройствами.
да, чух чух это больше к золотнику похоже...

Добавлено спустя некоторое время 
если не ошибаюсь скорость паровоза менялась за счет тяги  топки, которая управлялась конусом, отсюда и разные звуки на разных скоростях
« Последнее редактирование: 08 Декабря 2013, 09:38:47 от Андрей Ф »

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2771
  • 302
    • Украина
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #7 : 08 Декабря 2013, 10:37:35 »
Да, забыл сказать, что звуки IMHO создаются золотниковым и дымотяжными устройствами.
Да , эти устройства дают звуки. Но ведь по-идее звуки должны идти МОНОТОННО . Изменяясь только по частоте. В зависимости от оборотов колёс (движения поршней пар. машины). А на самом деле они не равномерные и не монотонные.

.... Принцип лежащий в основе этих мелодий является основополагающим для движения паровоза вообще, и в частности для маневрирования.
Вот же была прямая подсказка.

*

Pulman

  • Ветеран
  • *****
  • 1839
  • 329
    • Ukraine, Belaya Tserkov skype Igor.Grib2
    • http://www.diesel-center.com.ua/
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #8 : 08 Декабря 2013, 10:56:32 »
Золотник дозирует количество пара, которое попадает в рабочую часть цилиндра, и давит на поршень, иными словами, отсекает лишний пар. Отсюда - известный паровозный термин "отсечка" - это и есть издаваемый паровозом звук "чух-чух-чух".
Я думаю Андрей ф правильно ответил.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2771
  • 302
    • Украина
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #9 : 08 Декабря 2013, 11:44:46 »
...Отсюда - известный паровозный термин "отсечка" - это и есть издаваемый паровозом звук "чух-чух-чух".
Я думаю Андрей ф правильно ответил.
Так ведь вопрос в том ,ПОЧЕМУ в действительности идёт не равномерное  "чух-чух-чух",  связанное с частотой вращения, а идут некие гармонические колебания. Которые и воспринимаются нашим ухом, как некая мелодия.
Надо искать ответ в механике, в приводе ведущих колёс.

Добавлено спустя некоторое время 
... он имеет значительный крутящий момент уже при нулевой частоте вращения вала...

Это очень близко к ответу. Если скажете, почему паровоз имеет ГАРАНТИРОВАННЫЙ крутящий момент. При ЛЮБОМ положении ведущих колёс.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9308
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #10 : 08 Декабря 2013, 12:34:10 »
Я чуть чуть поиздеваюсь ;D ;D ;D ;D
Цитировать
ГАРАНТИРОВАННЫЙ крутящий момент. При ЛЮБОМ положении ведущих колёс.
Но не гарантированно, что самый большой.
Вообще человек, которому эта конструкторская мысль пришла в голову был гением. Это бесспорно.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2771
  • 302
    • Украина
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #11 : 08 Декабря 2013, 13:36:15 »
Я чуть чуть поиздеваюсь ;D ;D ;D ;DНо не гарантированно, что самый большой...
Конечно , Вы правы. :)   

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9308
  • 1311
    • Россия С.Петербург
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #12 : 08 Декабря 2013, 14:07:09 »
Я же не над Вами поиздеваться хотел, а над отгадывающими.... ;D ;D ;D

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2771
  • 302
    • Украина
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #13 : 08 Декабря 2013, 14:33:57 »
Александр Юрьевич, да какое же это издевательство.  :)
Это очень-очень правильное, техническое уточнение. 
Ведь (по сути дела) в природе возникновения этих паровозных мелодий, как раз и лежит это различие в крутящих моментах. 
А пар золотникового устройства (отсечка) -- это уже, как следствие. Пар только создаёт мелодию (слышимую человеческим ухом).

*

amon

  • Постоялец
  • ***
  • 112
  • 2
    • СПб
Re: Разминка. Песни-мелодии паровоза.
« Reply #14 : 08 Декабря 2013, 16:29:59 »
Честно говоря, про устройство парового двигателя мне последний раз в школе рассказывали, а это ой как давно было. В книжки не полезу пока, хочется самому догадаться. Итак, рассуждения дилетанта (можно издеваться javascript:void(0);).
1. Объем пара при разных режимах разный, время открытия клапана и, возможно, проходное сечение -тоже. Струя газа, проходящая через малое отверстие (золотник, инжектор дымотяги) создает разные звуки за счет неустойчивости струи. Предельный случай - свисток паравоза. Поэтому "чух-чух" на разный режимах может звучать по-разному, вплоть до "фить-фить". Однако, уважаемые знатоки утверждают, что дело не в этом.
2. Привод на колеса осуществляеся чем-то вроде паралелограмма Ватта, который не обеспечивает строго равномерного вращения колеса. К стати, пытаясь усовершенствовать этот механизм математик Чебышев и изобрел свои знаменитые полиномы. Эта неравномерность также может "издавать звуки".