Провернуло зубчатую шестерню на распредвале

  • 8 Ответов
  • 13097 Просмотров
*

figwam

  • Ветеран
  • *****
  • 1010
  • 57
    • Латвия Лиепая
Перестала открываться тема , пишет – веб узел не может отобразить страницу, открою её вновь, повторю свои сообщения.
////// Опель Мерива, 2005 год, двигатель Y17dt,  55 лс, Исузу, 16 клапанов, 2 распредвала, через 100 км после замены ремня на первый взгляд беспричинно провернуло зубчатую шестерню относительно распредвала градусов на 30 взад - вперед с ужасающими последствиями для клапанного механизма. Никто не сталкивался - что могло послужить  первопричиной?
/////// В торце распредвала есть установочный штифт диаметром миллиметра 4 , в шестерне под него прорезь, он возвышался над плоскостю вала миллиметра на 2 ( видимо кто то при установке шестерни загнал его но для позиционирования шестерни высота выступания его  годилась), по его следу на боковой поверхности шестерни сделан такой вывод. Болт прижимающий шестерню был посажен на фиксатор резьбы и затянут согласно Автодаты и ещё чуть- чуть, Ременный привод весь целый, метки все на месте только распредвалы погуляли немного относительно шестерни. Одна шайба для регулировки клапанного зазора вылетела а затем выгнута в обратную сторону, это пока единственная зацепка , но она могла вылететь до и после. Коленчатый и распредвалы не поломаны,  одна из версий - что то тормознуло распредвалы.
////////Повторяю - метки все на месте , перескока ремня не было, был проворот распредвала относительно шестерни, не стал бы поднимать такую тему  если бы хоть мизер сомневался - достаточно ли  затянул болт распредвала, прилегающие поверхности торца  вала и шестерни были в идеальном состоянии. Задача - попытаться найти первопричину отчего тормознулись распредвалы и выстроить устойчивую и понятную линию поломки всех деталей. Провернуло ( или ранее были провернуты) 2 кулачка –один на приводном валу градусов на 5, на втором валу- градусов на 20.
///////// Фотографии последствий аварии  http://fotki.yandex.ru/users/meriva100/view/600293?page=0 , Для увеличения фотографии нужно щёлкнуть под фото - *в другом размере* и далее, например - *оригинал*.
//////////////////Со слов владельца – проехал 100 км, при спокойном движении НИЧТО не говорило о какой то неисправности, затем доля секунды - визг ( свист, скрип) под капотом - и двигатель заглох. Поддомкратил переднее колесо, включил передачу , вращая колесо попытался прокрутить двигатель - не смог, больше ничего не предпринимал.  Рассмотрел фотографию и появились вопросы. Первый. Шестерня вращается по красной стрелке, если распредвал  встал, то  след от срезанного штифта должен идти по зеленой стрелке,штифт же сходил (синяя стрелка) в обратном направлении аж на пол оборота вращения шестерни,остановившись в точке А, то есть умудрился обогнать шестерню. След от штифта (С) при возможно непонятном движении шестерни против своего естественного хода более глубокий и ярко выраженный , остановившийся в точке (А),  чем след от штифта (H) при естественном вращении шестерни что позволяет сделать вывод - сначала шестерня крутнулась в обратную сторону срезав штифт и оставив естественно более глубокий след, остановилась через пол оборота и затем пошла уже по своему направлению. Не навязываю свою версию, вполне возможно в рассуждениях где то ошибаюсь. Если есть сомнения могу сделать фото в другом ракурсе. Что скажете?
« Последнее редактирование: 09 Сентября 2012, 22:14:10 от figwam »

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9399
  • 1325
    • Россия С.Петербург
Я думаю, что все же имела место слабая затяжка болта и шкив било туда-сюда. И штифт загнало во фланец распредвала разбитой частью как клином. Отворачивался болт туго оттого, что при провороте натянуло металл и наргузило болт.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2782
  • 303
    • Украина
Не пытались рассматривать версию про обратное (принудительное) вращение мотора??.
Или вследствии постановки на передачу на крутой горке.

Или скатывания машины назад на подъёме . И попытке остановить передачей.

*

propellerOK

  • Старожил
  • ****
  • 255
  • 6
    • Украина, Днепропетровская область
Не пытались рассматривать версию про обратное (принудительное) вращение мотора??.
Или вследствии постановки на передачу на крутой горке.

Или скатывания машины назад на подъёме . И попытке остановить передачей.

  та кто-ж признается...

*

Леха Юрич

  • Ветеран
  • *****
  • 3730
  • 441
    • Москва Россия
есть у нас на обслуживании один  Кангу , так вот он  с завидной регулярностью приезжаетс перепрыгнутым В ПЕРЕД распредвалом и ТНВД.
уже что только не делали , и РГРМ менялис шестернями и роликами , и распредвал с ТНВД проверяли - бесполезно.
в последний раз попался водитель лошок ( там постоянно новые наездники на машине ) -так он  всколзь с дуру сказал что этой машинкой другие машинкуи на фирме периодически заводят ..

после этого нам все стало ясно.

иногда прям желею  что инквизицию отменили = ох и проще жить было бы : зажал яички клиента в тисочки - и всю правду про машину знаеш , а не ищещ " в темной комнате "  ;D

*

figwam

  • Ветеран
  • *****
  • 1010
  • 57
    • Латвия Лиепая
Александр Юрьевич, непонятна Ваша позиция - на мою фразу *затянул согласно Автодате и еще чуть- чуть* Вы утверждаете что была слабая затяжка болта. Тогда скажите - после удовлетворительной оценки состояния прилегающих поверхностей шестерни и распредвала- как тянуть? Скажу откровенно -   если бы затянул с усилием 6.4 нм как предусматривает Автодата, то после этого пригласил бы владельца авто , показал бы ему такую затяжку динамометром и потребовал бы расписаться что затяжка была сделана согласно мануала. Очевидно многие мотористы подтвердят что этот болт всегда перетягивают, обьясняя коротко - от греха подальше. Ну тогда скажу откровенно - данный болт, упрочненный,  м12, был затянут с усилием примерно 10 нм. Почему не написал об этом сразу? Чтобы тут же не услышать - *ах перетянул? Так вот в чём...*  И еще - претензию такого рода можно предьявить молодому неопытному мотористу, для  опытных же мотористов  ТУГАЯ  затяжка распредвала думаю прописана не только в мозгу но и в печёнках, лично у меня при сдаче машины последний контрольный вопрос – распредвал и коленвал  затянул?  Ну и последнее - поскольку между сдачей машины и её возвращением прошли всего сутки  и момент затяжки  в мозгу ещё сохранялся то можно с большой долей уверенности сказать- момент откручивания болта и закручивания  был примерно одинаков..  Вообще данный болт – камень преткновения между клиентом и мотористом при разборках, Уж если провернуло шестерню  то это  обязательно результат слабой затяжки болта, А ЧТО ЖЕ ЕЩЁ? А  попробуйте обьяснить кто нибудь – как может доказать моторист что данный болт затянут согласно мануала , И как правильно затягивать – по мануалу либо *чтоб не провернуло*?  Что то меня понесло… Давайте лучше поговорим на тему – А ЧТО ЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЕЩЁ? Согласитесь, право на существование в таких случаях имеют 2 версии - либо слабо затянут болт либо по какой то причине затормозился распредвал и в результате шестерня провернулась. Информация для размышления: - Машина недавно пришла из Германии. Клиент принес моторное масло  для его замены в неопломбированной канистре. 16-ти клапанный механизм нежнее и капризней чем 8 – ми клапанный. 2 распредвала имеют 16 кулачков которые напрессованы  на*трубу * и могут провернуться не только вовремя аварии но могли быть провернуты и раньше. Система смазки двигателя требует только синтетического масла, на каком масле откатал двигатель не менее 250 тыс км? Какими были например в результате применения неправильного масла  клапанные зазоры – не могло ли выбросить регулировочную шайбу в результате сильного уменьшения этого зазора?   Не мог ли владелец  автомобиля дать неправильную информацию о моменте поломки? Возможно кто то добавит своё.  Давайте подумаем вместе..

Добавлено спустя некоторое время 
Ещё вопрос - есть ли у кого нибудь данные об обязательной проверке клапанных зазоров на данном автомобиле? При владельце снимал клапанную крышку и при этом указал что заводской герметик присутствовал только на стыке передней крышки распредвала с головкой, наслоения другого герметика, который обязательно должен был присутсвовать после снятия - установки крышки при регулировке клапанов, не было. То есть клапана не регулировались никогда. И еще - при владельце так же было продемонстрировано соответствие меток ГРМ , натяжка ремня и  тугое откручивание болта распредвала. 

Добавлено спустя некоторое время 
При владельце снимал клапанную крышку и при этом указал что заводской герметик присутствовал только на стыке передней крышки распредвала с головкой, наслоения другого герметика, который обязательно должен был присутсвовать после снятия - установки крышки при регулировке клапанов, не было.....  - добавлю - цвет герметика и его твердость были такими же  же как на стыке поддона с блоком двигателя что дает основание полагать что этот герметик был наложен на заводе и крышку в этом месте пришлось отдирать.   
« Последнее редактирование: 10 Сентября 2012, 07:07:55 от figwam »

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9399
  • 1325
    • Россия С.Петербург
Давайте сначала разберемся с ответом №2 в http://forum.dieselirk.ru/index.php?topic=8221.0;topicseen

Добавлено спустя некоторое время 
По следу на шкиве видно, что шкив на валу гулял в обе стороны, причем довольно долго. Присмотритесь, там явно ступенчатый след: вблизи отверстия глубокий, идущий в обе стороны. Это говорит о том, что узел работал некоторое время и держался на штифте. Затем глубина резко падает, а длина в обе стороны растет. Это значит, что штифт частью вбило в вал, частью сожрало и шкив болтало в обе стороны уже сильно, но не долго.
По фото трудно судить, особенно, если сам не разбирал, но очень похоже на то, что именно так и было.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2782
  • 303
    • Украина
Цитата: figwam

 Какими были например в результате применения неправильного масла  клапанные зазоры – не могло ли выбросить регулировочную шайбу в результате сильного уменьшения этого зазора?   Не мог ли владелец  автомобиля дать неправильную информацию о моменте поломки? Возможно кто то добавит своё.  Давайте подумаем вместе
 

Добавлю ещё немного. Но мало утешительного для Вас. Мотор этот никогда не видел , но принцип работы ГРМ аналогичен классике ФВ. Насколько я понял, то для замены ремня , не было необходимости снимать клапанную крышку. Это так?? Если это так , то такая замена ремня ГРМ на только пригнаной машине (которая ранее Вами не обслуживалась и является "тёмной лошадкой")---Это прямой путь к попаданию на деньги.(Ещё раз читаем-вспоминаем уваж. Александра Юрьевича). Информации о моторе (истории его жизни) --ноль. Шайба может вылететь запросто. Но только не от уменьшенного зазора , а от увеличенного. Также запросто может вылететь (даже и при нормальном зазоре ) шайба . Если она ранее получила уже удар и подогнута (при предыдущем порыве--перескоке ремня ГРМ) , и не была заменена при ремонте. Такая предательская шайба начинает (при набеге кулачка) работать "как качель". В отличие от идеально плоской шайбы.

Вчера внимательно смотрел Ваши фото. Нехорошее предчувствие . Вроде как шайбы убивали уже дважды. После первого раза машину подлампичили и спихнули. По опыту--после одного порыва-перескока ремня ГРМ , обычно остаётся по одной сильной вмятине на шайбе. Эта вмятина не от несинхронного вращения механизма. От несинхронного вращения шайба "обгрызается по кругу. А Это вмятина от сильного удара поршня(поршней) после которого уже ничего и нигде не крутится. И кто теперь знает , когда могли провернуться кулачки на распр. вале??.

Осмотрите колодцы толкателей на предмет задиров стенок. Такие аварии обычно приводят к задирам стенок колодцев. Попробуйте (если повезёт) найти старые задиры. Обычно потускневшие-потемневшие в глубине впадин-задиров. И соответственно уже должны быть новые , свежие задиры . Эти наоборот будут в ямках-впадинах идеальной чистоты. Можно промыть колодцы слегка кисточкой с растворителем. Старая грязь , в старых ямках , так быстро не смоется.

*

figwam

  • Ветеран
  • *****
  • 1010
  • 57
    • Латвия Лиепая
Добавлю ещё немного. Но мало утешительного для Вас. Мотор этот никогда не видел , но принцип работы ГРМ аналогичен классике ФВ. Насколько я понял, то для замены ремня , не было необходимости снимать клапанную крышку. Это так?? Если это так , то такая замена ремня ГРМ на только пригнаной машине (которая ранее Вами не обслуживалась и является "тёмной лошадкой")---Это прямой путь к попаданию на деньги.(Ещё раз читаем-вспоминаем уваж. Александра Юрьевича). Информации о моторе (истории его жизни) --ноль. умеШайба может вылететь запросто. Но только не от ньшенного зазора , а от увеличенного. Также запросто может вылететь (даже и при нормальном зазоре ) шайба . Если она ранее получила уже удар и подогнута (при предыдущем порыве--перескоке ремня ГРМ) , и не была заменена при ремонте. Такая предательская шайба начинает (при набеге кулачка) работать "как качель". В отличие от идеально плоской шайбы.

Вчера внимательно смотрел Ваши фото. Нехорошее предчувствие . Вроде как шайбы убивали уже дважды. После первого раза машину подлампичили и спихнули. По опыту--после одного порыва-перескока ремня ГРМ , обычно остаётся по одной сильной вмятине на шайбе. Эта вмятина не от несинхронного вращения механизма. От несинхронного вращения шайба "обгрызается по кругу. А Это вмятина от сильного удара поршня(поршней) после которого уже ничего и нигде не крутится. И кто теперь знает , когда могли провернуться кулачки на распр. вале??.

Осмотрите колодцы толкателей на предмет задиров стенок. Такие аварии обычно приводят к задирам стенок колодцев. Попробуйте (если повезёт) найти старые задиры. Обычно потускневшие-потемневшие в глубине впадин-задиров. И соответственно уже должны быть новые , свежие задиры . Эти наоборот будут в ямках-впадинах идеальной чистоты. Можно промыть колодцы слегка кисточкой с растворителем. Старая грязь , в старых ямках , так быстро не смоется.
Клапанная крышка снималась после подтверждения павильности установки зубчатого ремня и демонстрации владельцу усилия откручивания болта распредвала, далее последовала фраза - поскольку двигатель будет разбираться, этот болт я закручиваю легко. моторист к которому в дальнейшем попала машина увидев не очень сильно закрученный болт конечно же и обвинил во всем этот болт, но для меня его версия до лампочки - владелец это видел и мою фразу слышал. Интереса версия Кудрика о невозможности 2 вмятин на одной шайбе. Действительно, после первого удара в результате которого была получена вмятина в виде линии ( там еще есть вмятины ввиде поширокой полосы) клапан согнулся, затем ситуация повторяется - кулачок вновь останавливается посредине шайбу, поршень бьёт по клапану  но ... можно ли уже через погнутый клапан получить в шайбе вмятину такой же глубины как и при первом ударе?  И еще . есть дополнительно 2 доказательства. что шестерня дейтствительно сделала ход протв своего естественного вращения причем этот ход был ПЕРВЫМ  во всей цепочке событий. Чувствуется, как выразиля Юрич, придется доставать тисочки. Но это доказательства чуть поздней.
   PS. Согласен что  шансов вылететь шайбе через увеличенный зазор больше чем через уменьшенный, ошибся при написании.

Добавлено спустя некоторое время 
Вспомнил один момент - попросил моториста открутить крышки распредвалов чтобы оценить состояние шеек и постелей валов на наличие задиров, он взял пневматический гайковерт, вставил двенадцатигранну головку и быстро стал откручивать гайки, я следил за этим процессом и когда он нацелился на последнюю гайку я непроизвольно заметил что у нее смяты грани, мысль - щас провернёт. И точно - головка проворачиватся по гайке, он меняет головку на шестигранную и откручивает гайку. Поскольку завод никак не мог моставить гайку с замятыми гранями, следует вывод  - клапанная крышка все же вскрывалась, а постель откручивалась с целью снять вал, для регулировки клапанов вал снимать не нужно. И так, можно предположить еще один сценарий - *там* произошла аврия с клапанным механизмом  но не с тяжелыми последствиями, как могли отремонтировали и на продажу, и если верить что 2 вмятины ввиде линий на одной шайбе нельзя получить в результате одной аварии то даже шайбы с вмятинами не удосужились поменять. Если это было так то сейчас мы имеем следы от 2 аварий и разобраться в этом хаосе  по оставленным следам будет намного трудней.
« Последнее редактирование: 11 Сентября 2012, 21:11:25 от figwam »