denni , никакого восхищения, вы просто неправильно меня поняли...
Историю авиации я знаю хорошо, наверное несколько лучше многих здесь присутствующих, ринувшихся в википедию искать факты, ракетный двигатель в те года был!!! но остановлюсь тут только на одном факте, а именно на ОКБ. В среде конструкторов практически единогласно считается, что факт организации ОКБ - опытного конструкторского бюро - иногда его называли ЦКБ, от слова центральное - очень сильно толкнул развитие советского авиастроения.
Что же это было? Туполев например называл это КБ не иначе как ШАРАГА , на самом деле это была практически тюрьма для инженеров-авиастроителей, свободой выхода там обладали еденицы, да и то далеко не первого уровня конструктора. В этой шараге проектировалось одновременно около 100 самолетов, работало огромное количество известнейших конструкторов, там они все перезнакомились, делились идеями, взаимно дополняли друг друга... Именно поэтому перед самой войной в СССР появилось несколько коллективов авиаконструкторов, известных всему миру и по сей день, а так же родилос несколько самолетов Победы или их прародителей - Туполев, Микоян, Лавочкин, Горбунов, Гудков, Яковлев, Петляков, Бартини... список огромен. И это в противовес королю истребителей Поликарпову, между прочим работавшему вне этого КБ.
Также огромен и список самолетов - ЛаГГ-3 , ТУ (много моделей, в том числе ТБ-3Ф, ТУ-4), ЛА-5, ИЛ-2, ПЕ-2 и 8 ....
Не надо забывать, что перед войной (вначале 30-х годов), у нас просто не было воздушного флота, его надо было быстро создать, показать же всему миру мы могли только самолеты-рекордсмены (Чкалов и его коллеги), а потом его надо было еще и построить, а это не только проекты, это еще и заводы, и моторы, и приборы, и ... на начало войны у нас даже не каждый самолет имел собственную рацию!!! кроме самого самолета нужен еще и экипаж, умеющий летать и воевать, так например чуть не провалился проект легендарного штурмовика ИЛ-2 , на котором могли что-то делать только преподаватели Киевской академии (в самом начале войны), нужны еще и аэродромы и ремонтная база... Многое, очень многое определил и ОСОАВИАХИМ, в последствии ДОСААФ...
Итак, создание огромного КБ, пусть даже и в форме тюрьмы, было шагом вперед в развитии советского самолетостроения, вынужденным шагом, который лично я не оправдываю, просто констатирую исторический факт. История нашей страны того периода изобилует такими примерами , но это наша история! ... возможно без этого не было бы и Победы...
(например в условиях секретности и разрозненности передушили бы наших конструкторов, как например произошло в ракетостроении, моторостроении, атомной физике и некоторых других).