Мы иногда можем видеть оборванный (или загнутый) шатун и совершенно не поврежденный вкладыш и шейку (не считая возможных трещин).
Можем,согласен.Но бывает и по-другому.
Не берем случай нарушения параллельности осей вгш и нгш(бывают шатуны гнутые вбок),когда вкладыш неравномерно изношен по ширине(с этим ясно).
Вот реальный пример.Мною была произведена замена ПГБ на моторе 1,7cdti опель астра,мотор японец.Причина-попадание антифриза в четвертый цилиндр.Хозяин авто просто попросил снять ГБ.Но оказалось что причина в негерметичной посадке съемного колодца форсунки.Сделали,завели,поехали.После примерно годовой эксплуатации появился стук вверху,сначала слабый вроде стука клапана,потом усилился.После снятия головы стало понятно,что это стучал четвертый поршень по головке.Вкладыши шатуна были съедены,и верхний и нижний,но не до железа.Остальные вкладыши были в порядке.Мотор не ремонтировался дальше,поэтому про деформацию шатуна ничего не скажу.Но понятно,что дело не в масле и давлении,и что поломка как-то связана с предыдущей поломкой.Попадание ОЖ в цилиндр может и не привело к гидроудару(вылет поршня не замерял,каюсь),но динамические нагрузки на вкладыш возросли,отчего ускоренный износ.
Если мы ведем речь про удлинение шатуна из-за растяжки,то почему мы не допускаем,что нагрузки на вкладыш могут возрасти,и может измениться характер нагрузок с обычного на ударный.Да,характер износа вкладыша может быть иной,но будет обязательно.