(Материал сохранен участником форума valesh)
Измерять износ цилиндров вкладыванием поршневых колец весьма некорректно. Точнее сказать, этот метод пригоден для экспресс-демонстрации степени износа клиенту, но не для принятия взвешенного решения. Дело в том, что поршневое кольцо только кажется способным принимать произвольную форму цилиндра. На самом деле оно пристойно прилегает к цилиндру только тогда, когда ничего не изношено. А в жизни, когда и кольцо износилось на овал и цилиндр.... просветы гарантированы.
Особо следует сказать об износе цилиндра. В средней и нижней части (и даже почти во всей верхней) цилиндры практически не изнашиваются (не более 1-2 соток), а только лишь деформируются (овал, винт). А вот в ВМТ ситуация совсем другая. В ВМТ поршневые кольца на некоторый миг "замирают". В этот момент, остатки масляной пленки из под верхнего кольца полностью выдавливаются. Страгивание колец после "замирания" происходит в режиме т.н. граничного трения да еще при весьма высокой температуре (около 220-240 градусов). В связи с этим износ цилиндра в зоне остановки верхнего кольца очень велик и именно он определяет остаточный ресурс цилиндра и способ ремонта.
Канавка на стенке цилиндра в зоне остановки верхнего кольца имеет каплеобразное сечение и такой же профиль приобретает поршневое кольцо вследствие износа.
При существенном износе цилиндров, замена колец на новые опасна тем, что выработка на зеркале цилиндра остается (каплеобразного сечения) и при работе новое поршневое кольцо (не имеющее выработки) своей кромкой будет ударяться в выработку на зеркале цилиндра. Следствием этого будет поломка верхних колец при первых же секундах работы двигателя (если вообще не во время пуска).
Степень безопасного износа цилиндров для возможности замены поршневых колец, вещь сугубо индивидуальная для каждой конкретной конструкции и может быть определена только в результате глубоких исследований. Поэтому, основываясь на некотором собственном опыте, мы категорически отказываемся производить замену поршневых колец если величина износа цилиндра в зоне остановки верхнего кольца превышает 0,06 мм на диаметр.
Особо следует сказать о самом измерении износа. Конкретную цифру может дать исключительно нутромер с индикатором часового типа. Там достигается точность измерения +/- 0,005 мм (половина деления шкалы по стандарту), при этом нутромер должен иметь специальные измерительные ножки малого диаметра, т.к. стандартные в канавку износа не влезают. В случае же измерения стандартными ножками необходимо понимать, что истинная величина износа будет существенно выше измеренной (возможно раза в полтора).