Нашел у себя кое-что из FAQ старого форума (автор alex diesel spb)
О перескоке ремня ГРМ
или что и насколько смешается при перескоке на один зуб
Среди мотористов и людей, приближенных к авторемонту, бытует одно очень стойкое заблуждение – кратко выразить его можно следующим образом - если произошел перескок ремня привода ГРМ всего лишь на один зуб, то возможны два варианта проявления последствий:
а) если перескок произошел на один зуб на шкиве коленчатого вала, то это не опасно
б) если перескок произошел на шкиве распредвала, то это может быть опасно.
Происходит это заблуждение от того, что путают угловые величины, штуки зубьев и передаточные отношения. В этом действительно очень легко запутаться.
Давайте разбираться:
- вариант 1 РГРМ перескочил на колене на один зуб! Давайте для единообразия будем считать, что во всех наших рассуждениях распредвал будет при перескоке отставать от коленвала. Так именно оно и бывает в 99 процентах случаев. И еще для удобства будем считать, что в результате перескока колено или распред ушли от ВМТ. Ну, то есть до перескока и колена и РВ были каждый в своей метке, а после перескока кто-то из них от метки отошел. Так потом будет проще объясняться. Далее.... Мы можем предполагать, что колено было условно неподвижно и внешними силами РВ дернулся назад, или же колено сделало рывок вперед все это неважно! Главное в том что распред как бы остался в своем положении, а колено проскочило вперед на один зуб. Теперь следим внимательно. Колено ушло вперед на один зуб и это с учетом того, что на колене вдвое меньше зубьев, дает поворот колена от нормального положения примерно на 15 градусов. Если мы теперь не переставляя ремень, и сохраняя перескок, повернем колено назад в ВМТ, то шкив распредвала повернется в отставание (от своей метки) на тот же самый зуб (ремень то штука жесткая и зубья на нем не прибавляются и не исчезают), но......для распредвала из-за разницы в диаметрах этот один зуб составит примерно 7 градусов поворота. Именно это и называется передаточным отношением - когда при провороте одного элемента из пары на некий угол, другой элемент проворачивается на другой угол, определяемый передаточным отношением. При этом линейное перемещение обода (читай число зубьев) для обоих элементов одинаково.
Вариант 2 На колене РГРМ не перескакивал, а перескочил на шкиве РВ на один зуб........подозреваю, что дальнейшие рассуждения не требуются. И действительно, а какая разница кто, где перескочил....Буде перескок на колене, буде на распредвале - один зуб, он и в Африке один. Для колена это 15 градусов, а у РВ 7,5. Вот и все объяснение
Еще раз повторюсь, заблуждение это повсеместное и повальное. Нормальная человеческая логика требует: раз распред вращается в два раза медленнее колена, то при перескоке ремня на распредвале на колене должно перескочить на два. А перескакивает на один, только колено от этого сильнее поворачивается.
Вместо заключения. Как правило, ремень привода ГРМ если перескакивает, то исключительно на зубчатом шкиве коленвала. Других случаев я лично не встречал, хотя и не отрицаю, что такое возможно. Почему перескок идет по коленвалу? Да потому, что угол охвата ремнем шкива рапредвала почти всегда много больше, чем коленвала, ну и количество зубьев, находящихся в зацеплении у шкива распредвала вдвое больше (!) ну а значит больше суммарная сила трения ремня о шкив. Но есть и еще один момент препятствующий перескоку ремня на распредвалу. Шкив коленвала является ведущим. Распредвал в данной связке оказывает сопротивление вращению коленчатого вала. И вот тут, при неизменном тяговом усилии приложенном к ремню, из-за разности диаметров шкивов распреда и колена получается, что касательное усилие вызывающее перескок на шкиве распредвала вдвое меньше чем на шкиве коленвала.Так что на шкиве распредвала ремню перескочить гораздо сложнее.