https://dzen.ru/a/Zu1BJWis3nDJXHAMВ книге известного военного историка А.Б.Широкорада "Великая речная война. 1918–1920 годы" есть такой фрагмент.
Стоит отметить весьма плохое знание материальной части командованием как красной, так и белой флотилии. И если красным командирам — бывшим матросам и слесарям — это простительно, то господам офицерам так плохо разбираться в собственном оружии... Просто слов печатных нет! Так, обычные баржи К-5 и К-7 белое командование именовало «болиндерами». Болиндер — это самоходное винтовое десантное судно, несколько десятков которых было построено на Черном море в 1914–1917 гг. Название свое они получили по марке собственного бензинового двигателя «Болиндер». На Днепре никаких болиндеров ни с моторами, ни без них не было. Просто господа офицеры слышали звон, что, мол, на Черноморском флоте какие-то мелкосидящие суда, вооруженные одной 6/45-дюймовой пушкой называют болиндерами, и приляпали это название к обычным деревянным днепровским баржам. Увы, некоторые наши великие любители — знатоки флота — всерьез поверили в эту туфту.
На самом деле, автор слегка ошибается, ибо БОЛИНДЕР - не бензиновый, а нефтяной двигатель, который ещё называют "керосиновым", "калоризаторным", "полудизелем", "двигателем с калильной головкой" и пр. Работать он может на керосине, лигроине, солярке, сырой нефти, растительном масле - словом, на том, что горит. Может быть, даже и на бензине тоже, но - в последнюю очередь.
Особенность БОЛИНДЕРА в том, что воспламенение топлива в нём происходит не в цилиндре, а в специальном отделении - калильной головке, или калоризаторе.
Перед запуском двигателя калоризатор необходимо нагреть извне до высокой температуры (сначала для этого использовали паяльную лампу, факел или просто корзинку с раскалённым углём, а затем стали устанавливать электрическую спираль).
После того, как калильная головка нагреется до нужной температуры (не менее 300-350 °C), в неё через форсунку подают топливо. Которое сразу же испаряется, однако не воспламеняется, а происходит это спустя несколько мгновений, когда в головку цилиндра поступит богатый кислородом сжатый поршнем свежий воздух.
Такой двигатель считают ПОЛУДИЗЕЛЬНЫМ, поскольку степень сжатия у него ниже, чем в ДИЗЕЛЕ. И, в отличие от последнего, топливо поступает не в конце такта сжатия, а во время впуска, что позволяет применять топливный насос более простой конструкции.
Устройство двухтактного нефтяного двигателя: 1 — калильная головка; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — картерИзобрёл его в конце XIX века английский инженер Герберт Акройд-Стюарт, а серийный выпуск этих двигателей в 1891 году начался на фабрике Richard Hornsby & Sons. Предназначались они сначала для сельскохозяйственных агрегатов, но затем их стали ставить на судах, маломощных электростанциях, мотрисах и пр. Были даже попытки создать на базе такого двигателя бензопилу, однако успеха это не имело.
"Запорожец"Говорят, на первых советских тракторах "Запорожец" тоже был установлен калоризаторный двигатель, как и на немецких тракторах Lanz-Bulldog, которые выпускались аж до 60-х годов прошлого века.
Но откуда же взялось слово БОЛИНДЕР?
Оказывается, в Россию двухтактные нефтяные двигатели поставляла шведская компания J & CG Bolinders Mekaniska Verkstad AB. Отсюда БОЛИНДЕРАМИ стали звать и их самих, и устройства, на которых они устанавливались. Например - суда или трактора.
Любили их за простоту и надёжность, способность питаться любым горючим, какое есть под рукой - в первую очередь, сырой нефтью и мазутом.
А вот что никому не нравилось - так это необходимость потратить минимум 10-15 минут на то, чтобы нагреть чем-нибудь калильную головку, малая мощность, низкий КПД и обилие дыма.
J. & C. G. Bolinders Mekaniska Verkstad, или просто Bolinders - шведская промышленная компания, основанная в 1844 году братьями Жаном Болиндером Мунктеллом и Карлом Герхардом Болиндером. Начиналась она как механическая мастерская, но к 1873 году превратилась в акционерное общество с ограниченной ответственностью.
В 1883 году братья умудрились выпустить первую шведскую подводную лодку, впервые в мире способную осуществлять пуск торпед в подводном положении. Однако дальнейшие разработки в этом направлении почему-то были прекращены.
В 1893 году они разработали первый шведский двигатель внутреннего сгорания. А ещё через 9 лет компания приобрела проектную документацию на двухтактного калильного двигателя, работающего на сырой нефти. Именно благодаря ему компания приобрела всемирную известность в качестве производителя надёжных и долговечных двигателей Bolinder.
Любопытно, что всё это не мешало выпускать также печи, плиты, кастрюли, сковороды, вафельницы, мясорубки и пр.
Компания владела заводами, домами и пароходами, на которых возили сырьё для изготовления всего необходимого, а также готовую продукцию.
Дело братьев продолжил наследник - Эрик Август Болиндер, сын Карла Герхарда. Он правил бизнесом до 1930 года, и сумел сделать компанию одним из ведущих предприятий Швеции.
Но после его смерти что-то изменилось. В 1932 произошло слияние с Munktells Mekaniska Verkstads AB и было создано гибридное предприятие AB Bolinder-Munktell.
Они вроде бы и продолжили производить то, что нужно людям (например - подвесные лодочные моторы, средства для мытья посуды и сантехнику), однако время наступило тревожное. На период Второй мировой войны был спад производства, который возобновился лишь в 1948 году. Компания взяла на себя производство электрооборудования для автомобилей - генераторов, стартеров, реле, предпусковых двигателей и пр.
В 50-е годы началась эпоха холодильников и электроплит, но тут Bolinders (точнее, AB Bolinder-Munktell), к сожалению, проиграл борьбу конкурентам - прежде всего, Electrolux, Husqvarna и Electro Helios.
В итоге контрольный пакет акций сначала приобрела AB-Elektroskandia, затем Maskinverken, а потом Minister Ångteknik LTD. И в 1979 году Bolinders не стало. Хотя продукция под этим брендом выпускалась вплоть до XXI века.