Тематические форумы => Ремонт дизельных автомобилей => Ремонт механической части двигателей => Тема начата: auro95 от 11 Июня 2009, 11:42:33

Название: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 11 Июня 2009, 11:42:33
подскажите плиз, для проверки, какой момент затяжки в итоге должен быть перед заводкой (и прогревом) автомобиля. Сама методика протяжки ГБЦ есть (протяжка до 80Нм, ослабление на пол-оборота, затяжка на 50Нм, потом в два приёма по 90 град и после прогрева еще на 90), НО при установленном двигателе не удобно вертеть динамометрическим ключем на 90 град (а на 5-6 цилиндре просто практически невозможно) - получается секторами градусов ~ по 30 - что не очень точно. Для контроля хотелось бы иметь усилие с которым должны быть затянуты болты ГБЦ перед прогревом авто (я так же думаю, что момент затяжки - это более точный параметр, чем "доверните на 90 град".)  .
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: alex diesel spb от 11 Июня 2009, 20:30:02
Еще ни один человек не жаловался на неудобство или невозможность затяжки болтов на данном моторе, независимо от того на какой машине он установлен: на БМВ,
(я так же думаю, что момент затяжки - это более точный параметр, чем "доверните на 90 град".)  .
Смею заверить, что конструкторы, когда разрабатывали технологию затяжки болтов ГБЦ о чем-то думали, и думали не между делом, а всерьез. Поясняю - в зависимости от качества резьбы в блоке, на болтах, количества масла, которым Вы смажете или не смажете резьбу болтов и торец головки болта и шайбу, от вязкости этого масла, от температуры в боксе момент трения в резьбе и с контакте головка болта-шайба будет неконтролированно добавляться к  показанию динамометрического ключа. Вы можете установить момент на ключе 20 КГм а на самом деле болт будет затянут 12 килограммометрами. именно из-за этого и применяется затяжка по градусам, чтобы исключить плохо контролируемые факторы. Кроме того при затяжке на градусы, часто болты тянутся на усилие превышающее предел упругой деформации болта и  болт "плывет". Если вы посчитаете, что момент 20 КГм для вашего мотора является "самое то" и станете тянуть его динамометром, то ,допустим, на моменте 18 КГм динамаметр не будет показывать рост усилия. Если Вы, ожидая когда же усилие достигнет "требуемых" 20 КГм, будете продолжате переть болт, то часть его  останется у Вас в руке, а другая часть в блоке и будет Вам "большое счастье" и долгие хлопоты. Посему не изобретайте велосипед, не считайте конструкторов дураками, делайте все нормальным инструментом и строго по инструкции и будет у вас настоящее счастье.
P.S. если указано что доворот болта на 90 градусов, то тянуть его надо сразу на 90 градусов. В случае крайнего неудобства (речь не о Вашей машине) модно тянуть частями по 45 или по 30 градусов, но с минимальным перерывом ( минуту не более). Дело в том, что болты перед затяжкой слегка смазываются маслом (много нельзя !) при этом от усилия затягивания масло выдавливается из контакта резьбы и сопротивление затягиванию существенно возрастает. Чем на больший угол затянут болт тем большее усилие в резьбе действует. При большом перерыве на последних этапах может произойти схватывание болта в резьбе. Если это произойдет можно или сорвать резьбу или оборвать болт.
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: Nik1958 от 11 Июня 2009, 23:57:07
Александр  Юрьевич,  если  М51  двигатель  установлн на  Опеле  то  исходя из конструктива   там нет возможности  затянуть  сразу  и на  90  градусов. Если  двигатель стоит на БМВ   то там  это точно делается без проблемм
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 12 Июня 2009, 20:21:25
Подскажите, после прогрева и работы двигателя в течении 25 минут протягивать головку блока лучше на абсолютно холодной машине (ну например дать ей остыть несколько часов или вообще отложить протяжку на следующий день) или на теплой, неостывшей машине??
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: alex diesel spb от 13 Июня 2009, 01:40:30
Подтяжка болтов после прогрева не предусмотрена.
(http://pic.ipicture.ru/uploads/090613/thumbs/IoWlyKHxRp.jpg) (http://ipicture.ru/Gallery/Viewfull/19839823.html)
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: Nik1958 от 13 Июня 2009, 08:08:51
Подтяжка болтов после прогрева не предусмотрена.
(http://pic.ipicture.ru/uploads/090613/thumbs/IoWlyKHxRp.jpg) (http://ipicture.ru/Gallery/Viewfull/19839823.html)
Александр Юрьевич, Вы смотрите  более новый двигатель, а  на М51 есть перетяжка болтов на 90 градусов после прогрева.
Я бы  выждал  часа 3 , потом перетягивал
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: alex diesel spb от 13 Июня 2009, 11:13:12
Да, согласен! Именно так и есть. Просто БМВ зовет свои моторы , к примеру, и М51 и 25 6T 1.
Вот я и схалтурил. В автодате они значатся по второму типу обозначения, а машина (кузов и год названы не были). Старею, халтурю...
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 11:31:29
Блин, с такой температурой окружающей среды, через 3 часа двигатель оставался горячий. Отложил протяжку на следующий день (на сегодня). Огромное спасибо откликнувшимся alex diesel spb и Nik1958 за квалифицированную и своевременную помощь! Ваши советы и комментарии очень помогли. (Кстати машинка - НЕ BMW, так что действительно были некоторые проблемы с затяжкой в один приём дальних болтов ГБЦ (5-6 цилиндр), но надеюсь что угол в 90 градусов мне всеж удалось выдержать).
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 12:39:59
Ну вот, опять засада... Снимаю клапанную крышку и пытаюсь тянуть болты - стоят на смерть! Абсолютно! Я конечно могу к ключу метровую трубу прикорячить, но вот выдержат ли болты (или блок...)?? Вообщем терзают меня смутные сомнения - скрипит и кряхтит так, что не по себе становится... может ну его на фих?? Эту протяжку??
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: alex diesel spb от 13 Июня 2009, 16:12:37
Вы бы написали, не таясь, что за машина и какого года! Или если на тракторе каком-нибудь самодельном, то модель и номер мотора. Тогда можно было бы и уточнить по затяжке. Ну а на счет остывания мотора и оставления его на ночь, то тут надо понимать зачем делается протяжка после прогрева и что происходит после долгой стоянки. Во время нагрева и и действия сил газов ПГБ циклически обжимается и осаживается. Стоит остановить мотор и дать ему немного остыть (как писал Никита) , то все нормально утянется. Длительная стоянка выжимает все остатки масла из резьбы и момент трения в резьбе возрастает. Вообще усилие доворачивания совсем не детское вороток должен иметь плечо см 70 и то, пот будет брызгать. Сейчас дилемма. Если Ваш мотор требует дотяжки, то ее надо делать, иначе пробьет ПГБ, а если плоскость ГБ не шлифовалась, то пробьет наверняка. Если дотягивать, то есть риск оборвать болт. Если бы я оказался в такой ситуации, то поступил бы следующим образом. Открутил бы по одному все болты , смазал бы легонько и по одному закрутил бы по мануалу, как положено ДО нагрева. А потом без нагрева ( ведь прокладка уже обжата) дотянул еще градусов на 30. Но все равно все это вилами по воде писано.
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 18:57:15
Opel Omega B 2000 г.в.    x25dt  Трактор не самодельный, комплектация такая. Градусов на 30 дотянуть получилось всё-таки, но с усилием просто каким-то безобразным. В воротке не проблема - у меня в используемом инструменте есть Г-образный вороток с удлиннителем, как раз сантиметров 70 буит. Опасения возникают - сорвать болты или блок. Болты перед установкой смазывались.
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: Nik1958 от 13 Июня 2009, 19:20:17
Opel Omega B 2000 г.в.    x25dt  Трактор не самодельный, комплектация такая. Градусов на 30 дотянуть получилось всё-таки, но с усилием просто каким-то безобразным. В воротке не проблема - у меня в используемом инструменте есть Г-образный вороток с удлиннителем, как раз сантиметров 70 буит. Опасения возникают - сорвать болты или блок. Болты перед установкой смазывались.
Если голова шлифовалась и  болты новые -то   этого будет достаточно.
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 19:42:18
Болты новые, голова НЕ шлифовалась...
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: plunger от 13 Июня 2009, 20:17:40
Немножко отступлю от темы, а :) Как вообще профи-дизелистам этот моторчик М51? На уровне "нравится-не нравится" ?  Мну симпатию какую-то необ"яснимую к нему испытывает ??? это излечимо :-[ 8) :)
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 20:34:10
Эта, а можно отступления от темы - потом?? Мне бы решить, что делать на данный момент...   ???
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: plunger от 13 Июня 2009, 20:59:46
Сорри за оффтопик, но скажите же, что Вас не устраивает в работе мотора, что Вы так обеспокоены? (мой опыт сборки 51-го- это уже отдельная история) ;D
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 21:21:27
Мну? Не устраивает?? На данный момент времени меню усё устраивает. Но ещё раз снимать - ставить ГБЦ на М51 я что-то не хочу (а этим закончится и в случае недотяжки ГБЦ (пробьёт прокладку) и в случае перетяжки (сломается болт или срежет резьбу в блоке). По-этому хочется всё сразу сделать по уму, чтобы потом к этому уже не возвращаться.
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: Nik1958 от 13 Июня 2009, 21:58:05
Мну? Не устраивает?? На данный момент времени меню усё устраивает. Но ещё раз снимать - ставить ГБЦ на М51 я что-то не хочу (а этим закончится и в случае недотяжки ГБЦ (пробьёт прокладку) и в случае перетяжки (сломается болт или срежет резьбу в блоке). По-этому хочется всё сразу сделать по уму, чтобы потом к этому уже не возвращаться.
Голову, после снятия, надо было шлифовать в любом случае. Вы же не говорите причину   по  которой Вы снимали  голову. Поэтому неясно какой ответ давать.
У длинных голов 5 - 6 цилиндров  есть проблеммы по  затяжке и  болтов. Но если болт  не идет дополнительных 30 градусов( очком  чувствовать надо, практика  однако)  то и тянуть его ненадо. Но это если соблюдены все предварительные  условия то есть резбы прочищены  , болты новые, чуть смазаны  маслом
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 22:06:03
ГБЦ снималась по причине замены цепей (вернее сломался успокоитель, но был куплен полный комплект: успокоители, натяжитель, башмаки, цепи, звездочки, прокладки, сальник и менялось все в сборе). Болты смазывались (именно слегка - на чистую тряпку было вылито масло и этой тряпкой болты смазывались - вообщем в масло я болты не макал :) )
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: Nik1958 от 13 Июня 2009, 22:56:11
Ну и хорошо, что все поменяли.  Если  термостаат  держит  температуру  92-95 градусов и шланги не пучит... Ездите  и не нервичаете
Название: Re: Момент затяжки ГБЦ на М51...
Отправлено: auro95 от 13 Июня 2009, 23:21:48
Термостат тоже новый... тот что был 2000 г.в. так что решил от греха - под замену... и помпу тоже - нашел с металлической крыльчаткой, вот.