интереснейшая задачка

  • 61 Ответов
  • 13219 Просмотров
*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
интереснейшая задачка
« : 03 Июля 2016, 12:21:41 »
мне интересно, кто-нибудь хоть раз встречался с таким явлением:
поломка турбины, сломался вал, причем практически нет никаких следов на самом валу. На это большинство из вас сказали бы: да полно таких случаев!
   А вот теперь самое интересное: произошло это со мной лично, поэтому ситуацию могу описать достаточно точно. Специально гоняли машину нещадно, чтобы определить проявление дефекта. Давление наддува поднималось до 2700 и даже до 2800 hpa. Сам дефект произошел в момент резкого сброса газа, полное отпускание педали газа, когда машина перевалила через горку и пошла уже вниз. В этот момент небольшой щелчок, тонкий короткий звук и все. Даже не понял в первый момент, что двигатель перестал работать. Просто перестала набирать обороты при нажатии на педаль газа, коробка автомат. Сначала подумал, что наконец то поймал проявление дефекта. Через несколько секунд понял, что двигатель заглох. Докатился накатом сколько можно было и остановился.  Пытаемся завести двигатель - не заводится. При этом давление топлива в рейле поднимается нормально. Капот нормально не открывался, позвонил парням, дело было метрах в трехстах от сервиса. Подъехали, утянули в сервис, стали проверять. С топливной системой вроде бы нормально, стартер вращается нормально, двигатель по прежнему не заводится - понимаю, что проблема не с газораспределительным механизмом. Вскрываю крышку воздушного фильтра и вижу картину маслом: из воздушного патрубка от воздушного фильтра на турбину вылилось масло и залило примерно одну шестую часть самого воздушного фильтра. Снимаю воздушный фильтр, под ним в емкости в пластмассовой коробке грамм двести масла. Понимаю, что хреновые дела. Проверяю уровень масла в картере двигателя - уровень значительно выше минимального, то есть вылилось совсем немного. Одно с другим не сходится: никогда не видел, чтобы масло выбрасывало в таком количестве в воздушный фильтр за исключением, когда переворачивалась машина и масло попадало туда через трубку отсоса картерных газов.
   Отворачиваю воздушный патрубок с интеркулера непосредственно на впускной коллектор : там масла нет. Пытаемся завести двигатель - заводится практически сразу, работает нормально, но не набирает полностью оборотов. Никакого сизого дыма при этом из выхлопной трубы не идет.
   А вот теперь сам вопрос: вам когда нибудь случалось увидеть, чтобы сломало вал турбины, более того, при этом открутилась гайка компрессорной улитки, масло выбросило не в двигатель, а в воздушный фильтр?
   Свое видение данной ситуации у меня есть, чуть позднее напишу, интересно было бы услышать и от вас мнения по этому поводу. :)

*

mexhanicus

  • Старожил
  • ****
  • 360
  • 16
    • Москва Россия
Re: интереснейшая задачка
« Reply #1 : 03 Июля 2016, 20:05:17 »
Цитировать
открутилась гайка компрессорной улитки

Наверное гайка колеса компрессора ?

Если Ротор резко остановился , то давление масла со стороны компрессора намного больше и "ближе" расположено , оно выдавливается в холодную часть ТКРа , т.е. в зазор между корпусом улитки компрессора и его колесом , в ентот момент давление воздуха в полости ПОСЛЕ компрессора  намного БОЛЬШЕ чем давление масла которое вышло ЗА пределы "щелевого" пространства образованного зазором колеса и корпуса , а разряжение ДО улитки сохранялось , тогда масло выбрасывается в полость всасывания ДО колеса компрессора . Это первый этап , плюнувший порцию в воздухан . Второй этап - во впуске на неработающем ТКРе создаётся разряжение - возможно колесо компрессора даже подкручивается ( причём в обратную сторону , перекачивая часть воздуха и масла обратно ДО улитки ) , и ещё при создании разряжения как ДО , так и ПОСЛЕ улитки компрессорной части , в зоне входа улитки создаётся разряжение , масло накапливается в улитке и его часть перетекает из улитки обратно в воздухан . Забыл есть такой эффект в природе . Что -то с перефирическим движением , когда перефирический поток идёт против течения .

*

gambsi

  • Ветеран
  • *****
  • 1354
  • 122
    • Moldova,Chisinau
Re: интереснейшая задачка
« Reply #2 : 03 Июля 2016, 20:08:14 »
вам когда нибудь случалось увидеть, чтобы сломало вал турбины, более того, при этом открутилась гайка компрессорной улитки, масло выбросило не в двигатель, а в воздушный фильтр?
На ом646 битурбо несколько раз встречал сломанный вал малой турбины,и встречал открученную гайку,которая валялась тут же.Значительного выброса масла не было.
Не задумывался над механикой процесса,хотя по идее должна либо гайка отвернуться,либо лопнуть вал.
Чисто в виде свободного полета фантазии можно предположить,что раз забросило масло в ВФ,то был обратный поток воздуха.Откуда воздух?Только то что был надут в воздуховоды.Тогда почему заглохла машина?Лопнутый вал вызвал клин турбинной крыльчатки,перекрыло выхлоп,мотор заглох,резкая остановка потока воздуха,обратное движение(добавка выхлопных газов оставшихся в цилиндре от затыка на выхлопе после открытия по инерции впускного клапана),вращение крыльчатки против шерсти,половинка вала под ней тоже заклинила,отворот гайки,заброс в ВФ масла выдавленного через поломанный вал.

*

Kudrik

  • Ветеран
  • *****
  • 2754
  • 301
    • Украина
Re: интереснейшая задачка
« Reply #3 : 03 Июля 2016, 20:45:03 »
1. Про открученную гайку - тут всё просто(имхо). Полная аналогия с откручиванием гайки на наждачном камне , когда вал/подшипники имеют сильное трение/биение. Пока ротор/якорь/вал крутит камень, и слесарь упирается зубилом в камень -- то все ОК. Только выключили ток, пошла вибрация/стук в подшипниках и гайка открутилась инерцией камня.

2. Про масло в ВФ - практически всё сказал gambsi.
-- не хватает фото расположения(высота-расстояние) ТКР и корпуса ВФ.
-- есть ли дрос. заслонка/глушилка на входе во всас. коллектор?

*

andry1

  • Ветеран
  • *****
  • 2538
  • 232
    • Ленск Якутия
Re: интереснейшая задачка
« Reply #4 : 04 Июля 2016, 06:05:22 »
Масло могло выбросить в фильтр только в двух случаях,если двигатель крутился в обратную сторону и если был заперт выхлоп и открыта EGR.Или еще ,как вариант,через сапун выбросило большую дозу масла и тормознуло крыльчатку...

*

Nik1958

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 4259
  • 554
    • Рига, Латвия
Re: интереснейшая задачка
« Reply #5 : 04 Июля 2016, 08:44:15 »
Специально гоняли машину нещадно, чтобы определить проявление дефекта. Давление наддува поднималось до 2700 и даже до 2800 hpa. Сам дефект произошел в момент резкого сброса газа, полное отпускание педали газа, когда машина перевалила через горку и пошла уже вниз.

Или турбина  не  совсем рассчитана   на  такие давления ( на такие перепады давлений , температур) или  после резкого сброса  нарушена ( нарушается) работа клапанного  механизма  ( продувка двигателя). А возрастание температур может быть  из-за не расчетной (не  штатной)  работы топливной аппаратуры

Какое -то время назад пытались анализировать  что  то "относительно"  похожее http://forum.dieselirk.ru/index.php?topic=9181.0

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: интереснейшая задачка
« Reply #6 : 07 Июля 2016, 16:22:05 »
здесь уже  правильно сказали: подобное явление может возникнуть только при резком перекрытии заслонки перед входом в двигатель. Избыточное давление воздуха выбросит масло в противоположную сторону - в воздушный фильтр.
   При дефекте заслонки после турбины подобного никогда не будет.

*

STAS58

  • Ветеран
  • *****
  • 3853
  • 927
    • Симферополь. Крым
Re: интереснейшая задачка
« Reply #7 : 07 Июля 2016, 16:33:38 »

  ... А вот теперь самое интересное: произошло это со мной лично, поэтому ситуацию могу описать достаточно точно. Специально гоняли машину нещадно, чтобы определить проявление дефекта. Давление наддува поднималось до 2700 и даже до 2800 hpa. Сам дефект произошел в момент резкого сброса газа, полное отпускание педали газа....

Мне тоже интересно ты поставил цель специально ушатать турбину...    2700 и даже до 2800 hpa  это что за настройки.. 

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: интереснейшая задачка
« Reply #8 : 07 Июля 2016, 16:36:16 »
Мне тоже интересно ты поставил цель специально ушатать турбину...    2700 и даже до 2800 hpa  это где такие настройки...
Стас, сейчас все нормально, мы перерегулировали турбину и у нее сейчас давление достигает 2200-2300 максимально.

*

STAS58

  • Ветеран
  • *****
  • 3853
  • 927
    • Симферополь. Крым
Re: интереснейшая задачка
« Reply #9 : 07 Июля 2016, 16:40:19 »
Стас, сейчас все нормально, мы перерегулировали турбину и у нее сейчас давление достигает 2200-2300 максимально.

Тоесть почему лопнул вал у тебя вопрос не стоит, тебе больше интересует почему масло пошло в воздушный фильтр...

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: интереснейшая задачка
« Reply #10 : 07 Июля 2016, 16:58:46 »
Тоесть почему лопнул вал у тебя вопрос не стоит, тебе больше интересует почему масло пошло в воздушный фильтр...
вал лопнул потому, что огромные обороты и нагрузки, намного превышающие регламентные. Но просто сильно завышенные обороты не привели бы к поломке вала - у нас достаточно жесткие требования при сборке и балансировке картриджей турбин. Где то в форуме я уже писал, что у нас был случай, когда из-за огромного перекрута по оборотам у одной из наших турбин выдавило металл на упорном подшипнике в картридже и осевой люфт достиг нескольких миллиметров. Но все, что потребовалось сделать в этой турбине - это просто поменять трастбеэринг (упорный подшипник). Все остальное осталось в идеальном состоянии. Это случилось просто потому, что сознательно завысили давление срабатывания байпасного клапана, не осознавая того, что именно на этой турбине этого делать нельзя ни в коем случае (принципиально она уже изначально рассчитана на гораздо меньший объем двигателя и мощность).
   Еще раз повторюсь: основная причина, по которой лопнул вал в данной конкретно турбине, обсуждаемой в данной теме - крайне резкое изменение оборотов вращения вала вследстие резкого подпора газов перед двигателем. Этим же объясняется и отворачивание гайки вала. Просто выброс масла в воздушный фильтр и полное отсутствием масла перед самим двигателем - это я наблюдаю в первый раз.

*

STAS58

  • Ветеран
  • *****
  • 3853
  • 927
    • Симферополь. Крым
Re: интереснейшая задачка
« Reply #11 : 07 Июля 2016, 17:03:02 »

   ...Еще раз повторюсь: основная причина, по которой лопнул вал в данной конкретно турбине, обсуждаемой в данной теме - крайне резкое изменение оборотов вращения вала вследстие резкого подпора газов перед двигателем. Этим же объясняется и отворачивание гайки вала. Просто выброс масла в воздушный фильтр и полное отсутствием масла перед самим двигателем - это я наблюдаю в первый раз.

Здесь уже писали ноя не понял заслонка на впуске есть на этой модели машины... и второе я не совсем понял почему она заглохла, а уж тем более не завелась если масло не попало в двигатель...

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: интереснейшая задачка
« Reply #12 : 07 Июля 2016, 17:14:59 »
Здесь уже писали ноя не понял заслонка на впуске есть на этой модели машины... и второе я не совсем понял почему она заглохла, а уж тем более не завелась если масло не попало в двигатель...
во впускном коллекторе масла вообще не было - ну на уровне обычного наличия масляной пленки во впускном коллекторе. Небольшое количество масла в интеркулере и большое количество его в банке воздушного фильтра под воздушным фильтром ( то есть еще до воздушного фильтра, если смотреть по пути следования воздуха - протекло через воздушный фильтр в банку).
Заводили двигатель, снимая патрубок именно на входе во впускной коллектор, при этом никакого дыма не было (на холостых). Без этого снятия вообще никаких эмоций не проявлял, ни одной вспышки, ни даже намека на воспламенение.
   Произошло это именно на сбросе газа.

*

STAS58

  • Ветеран
  • *****
  • 3853
  • 927
    • Симферополь. Крым
Re: интереснейшая задачка
« Reply #13 : 07 Июля 2016, 17:27:54 »

Заводили двигатель, снимая патрубок именно на входе во впускной коллектор, при этом никакого дыма не было (на холостых). Без этого снятия вообще никаких эмоций не проявлял, ни одной вспышки, ни даже намека на воспламенение.
   Произошло это именно на сбросе газа.

Володя я когда то описывал подобную ситуацию но ее посчитали абсурдом...   Помнишь я писал что передув на некоторых машинах приводит к открытию впускных клапанов.    У меня тогда вообще сломало три рокера. Но вы посчитали это бредом все решили что рокера сломало из за дружного заклинивания клапанов или попадания сажи...
   Так вот если очень хорошо газануть машина к тому же глохнет а из за того что на гидриках,  проходит несколько мину пока клапана закроются из за чего машина некоторое время не заводится и это я наблюдал без поломки турбины, тупо на снятом байпасе  газонули на месте.
Дальше продолжать не буду я думаю ты идею понял.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: интереснейшая задачка
« Reply #14 : 07 Июля 2016, 17:58:40 »
Стас, теоретически это возможно, но только при определенном стечении обстоятельств.
   Если речь идет о турбине с байпасным клапаном, а не с механизмом изменения геометрии, то на максимальный режим при газовании на месте они выходят крайне редко (речь веду об ограничении максимального режима, причем именно о реальном максимальном ограничении, а не о заниженном давлении наддува вследствие неправильной регулировки байпасного клапана).  Только на двигателях, на которых установлены турбины, которые не совсем корректно рассчитаны для них или это сделано сознательно для увеличения наддува уже с малых оборотов.
   Если речь идет о турбине с изменяемой геометрией - там вероятность выше, но все равно до максимального давления поднимается крайне редко, тем более выше этого порога.
   Кроме этого, в двигателе должно быть завышено максимальное давление масла, если речь идет о гидрокомпенсаторах. Возможно, но все же не так часто. Если принять за одно из условий, что это произошло на непрогретом двигателе - вероятность повышается.
   Дополнительно к этому нужно будет добавить, что скорее всего были просажены пружины клапанов, а возможно и излишне профрезеровали седла клапанов.