Тематические форумы => Все о дизельных автомобилях => Викторина => Тема начата: alex diesel spb от 02 Июля 2011, 01:59:27

Название: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: alex diesel spb от 02 Июля 2011, 01:59:27
Имеем. Человек из Архангельска несколько лет назад покупает ФВ Т-4  1997 года, моторо AJA, с пробегом 150 т.км. Владелец, однозначно, человек серьезный и внимательный. Когда у него в Москве мотор застучал, он не музыку погромче сделал, а быстренько его заглушил и потащил в сервис. Благодаря этому стучавшая шатунная шейка пострадала, но в 0.25 проходит!. Но я забежал несколько вперед. В довольно известном московском сервисе (на нашем форуме не присутствующем) Разобрали мотор и мгновенно приговорили: коренная вкладыш  провернут, питающийся от этой шейки шатунный вкладыш разрушен. Вердикт - мотор восстановлению не подлежит! Второй московский сервис (весьма известный) с кучей оговорок сказал, что восстановить поврежденную постель в блоке, в общем, можно, но кто собирать будет......как будут собирать..... короче - никаких гарантий. Лучше купить другой мотор. Уж не знаю, как он из Москвы, вернувшись в Архангельск, попал к нам, но попал....
Изучаем предварительно останки мотора. Он разобран до тла и разложен по мелким коробкам.
А вот теперь суть викторины. Четвертая коренная постель коленвала в блоке сильно повреждена провернутым вкладышем. Повреждена и постель и бугель. Повреждения глубокие. Дело в том, что сохранились малоповрежденные полоски постели и основное повреждение сильно "заглублено" в тело блока. Цифры и фотографии  дам в понедельник -вторник, но они никакой дополнительной информации не дадут. Задир постели глубокий и сильный. Постель в шатуне повреждена не очень сильно, но требует восстановления. Вкладыши как коренной, так и шатунный отсутствуют, либо в коробочках я пока их не нашел. Остальные естественным образом изношены, но в рабочем состоянии. вкладыши. Шатунная шейка повреждена, но в 0,25 пройдет, ну на крайняк в 0,50.  А вот теперь самое главное - четвертая коренная шейка коленчатого вала в идеальном состоянии. Ни задиров, ни овала, ни конуса, размер - как с фабрики!
Вопрос как такое могло произойти? Я ответ для себя нашел. Думаю, что он верный. Однако выслушать мнения интересно.
   Сразу оговоримся, варианты подмен и  действие потусторонних сил обсуждать не будем. Принимаем все как написано, в каждом слове не будем сомневаться - описать старался максимально точно.
   Еще оговорюсь. Обсуждал проблему с коллегами. В мою версию ответа  поверил один , пятеро категорически не согласились (в том числе и в первом московском сервисе). Но не согласившись со мной, они заявили, что ничего другого предложить не могут. Вот так, примерно ;) ;) ;).
ЗЫ. Фотографии и фактические размеры опубликую, но на решение это никак не повлияет. Более того, ни на какие наводящие вопросы отвечать не буду, поскольку они не нужны. Более того, что написал не требуется. Отвечу только в случае правильного (на мой взгляд) решения или когда всем надоест.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Kudrik от 02 Июля 2011, 04:44:12
 Здравствуйте  уваж. Александр Юрьевич и Все присутствующие. Прошу прощения за моё двухгодичное отсутствие на форуме. По существу вопроса ,вкратце ответ такой: Сиё возможно при условии , что половинки кор. вкладышей припаялись от перегрева к коренной шейке к/в и вращались вместе с к/в ,как одно целое. Масло на этот "бутерброд" продолжало поступать . Задиры на постели и бугеле ,как пить дать наверное соответствуют местам бывших "усиков" на вкладышах. А то ,что кор. шейка не пострадала ,так такое пару раз встречалось именно на двиг. ФВ с вкладышами Глико . Вкладыши отличного качества ,многослойные с защитной прослойкой. Короче защищают вал до последнего. Я видел подобное ,но только на шатунной шейке. Нижняя головка шатуна была разбита. А припаявшиеся половинки довольно легко откололись . Шейку чисто символически протёр наждачкой-микронкой. Она не пострадала.  А проворот коренных вкладышей без существенного повреждения бабитного слоя описан в литературе. Возможные причины : 1. деформация -растягивание посадочного отверстия от работы .И соответственно сужение диаметра именно в зоне "усиков. Дальнейший перегрев при пониженном (возможно) давлении. 2. Если деформации отверстия не было , то есть вариант установки вкладышей с недоделанными поверхностями в районе разъёма вкладышей. Там дожна быть полоска уменьшенной толщины. Такоё моё предположение. Что скажут другие участники? Удачи Вам!
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Technik от 02 Июля 2011, 09:52:53
Также встречал аналогичное повреждение со спеканием половинок и разьединяли их уже после разборки ДВС. Вал остался не поврежденным (немного очистили после разьединения прикипевших половинок). Мне кажется,что в происходящем виновата "геометрия блока и ослабленные( потянутые постели) ". Вероятно многим в начале своей деятельности была знакома ситуация когда после проточки вала и сборке двигателя (особенно эти грешат машинки группы VW) после укладки вала и протяжке болтов постелей  вал начинал туго крутиться или клинил вообще. Вот это и есть начало случившейся беды.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Kudrik от 03 Июля 2011, 11:10:36
Уваж. Алексндр Юрьевич и Все участники! Поскольку никакого ответа автор темы не даёт , а на форуме присутствует, то я понял , что ответы неверные. Решил совершенно с другой стороны подойти к ответу на вопрос. Перечитал несколько раз каждую строчку, и между строк. И думаю , что нашёл этот ответ. На практике такое я никогда не встречал, и никогда не слышал. Но короткий ответ на короткий вопрос будет такой: такое могло произойти при попадании металлического предмета одновременно в отверстие коренного вклад. и кол. вала . С дальнейшим проворачиванием обоих кор. вкладышей этим металл. предметом , как штифтом. Подтвердить ход мыслей могу детально. Заранее обдумал. Будем ждать ответа от Александра Юрьевича.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: gambsi от 03 Июля 2011, 15:18:37
такое могло произойти при попадании металлического предмета одновременно в отверстие коренного вклад. и кол. вала . С дальнейшим проворачиванием обоих кор. вкладышей этим металл. предметом , как штифтом.
Такая мысль тоже пришла в голову,но озвучить постеснялся.Откуда взяться штифту в масляной магистрали.Ладно бы после неаккуратного ремонта попало бы что-то,но мотор работал годами до этого.С другой стороны объяснить проворот вкладыша можно либо его прилипанием к валу,либо фиксацией через отверстие для смазки.Так как прилипание оставило бы следы на валу,оно как бы исключается.У меня был случай с оппозитным бензиновым васербоксером,когда после авантюрного ремонта повернуло коренной вкладыш со стороны маховика настолько,что частично перекрыло отверстие для масла,и вкладыш прилип к валу после остановки двигателя,перед этим без остановки авто двигалось 500км.После разборки мотора,вкладыш отлип от вала под действием отвертки,причем на поверхности шейки следов не осталось.Но тот вкладыш был цельноаллюминиевый,событие ожидалось и причины были на виду.На рассматриваемом же моторе вкладыши прилипли бы намертво,перед этим успев попортить шейку.Но это происходит при отсутствии смазки и как правило на нескольких шейках,а этого,надо понимать, не было.Остается вариант с стопорением вкладыша штифтом(хотя первый вариант ещё надо обдумать).Что могло туда попасть,пройдя через МН иМФ?Или оно было в магистрали?Из подобного вспоминается только один случай:на ОМ601 в масляный насос попал шарик,наверное из подшипника депрессора.Сетка маслоприемника была порвана.Мотор,со слов хозяина,перед этим ремонтировался(в Германии или в Польше,или вообще на Дерибасовской,но не у нас,так пригнали авто,точнее притянули на галстуке).Насос заклинило шариком,звездочка провернулась на валу насоса,и двигатель продолжал работать дальше,пока не прилипли коренные.
На вариант с инородным предметом намекают слова Александра Юрьевича о неравномерной глубине повреждения постели.Но объяснить попадание штифта в отверстие подачи масла можно только привнесением его извне(допустим он был в фильтре).Как-то маловероятно все это.   
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Kudrik от 03 Июля 2011, 20:00:16
 К gambsi . Так вот и я начал исходить из того , что случай -то неординарный. Мой первый пост --это ситуация известная. Вряд ли такой спец , как Александр Юрьевич .с его опытом, не сталкивался с таким. Я это упустил из виду. Да плюс ещё недоумения спецов-коллег А.Ю. Такие спецы полюбому сталкивались с таким. Потому и попробовал обяснить случившееся таким вот образом во втором своём посте. Название этого металлического предмета особой роли не играет. Важен сам факт попадания. P.S. А впрочем , что это за предмет надо подумать  ???  ???  ??? . До встречи.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: alex diesel spb от 03 Июля 2011, 23:53:29
Ладно, подразню.....   , по моему мнению, ничего никуда не попадало ;D.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Technik от 04 Июля 2011, 02:12:54
Неужели при ремонте что то подложили под вкладыш... :(
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Kudrik от 04 Июля 2011, 03:00:51
 Да уж Александр Юрьевич , подразнить у Вас получилось  ;D Видно этот Ваш знакомый так и купил машину с такой постелью . Да так и ездил. Вот и вся загадка.  ЗЫ Ведь коренные вкладыши с этой шейки Вы так и не показали . Подозреваю , что они были не разбитые ,а просто потёртые (как впрочем и все остальные). Шатунные конечно были подраты на этом цилиндре.

Добавлено спустя некоторое время 
  PS Этот случай по-моему подтверждает надёжность вкладышей Глико. Вероятно там такие и стояли. А кол.вал поставили стандартный перед продажей в подратый блок.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: alex diesel spb от 04 Июля 2011, 09:39:05
Цитировать
Неужели при ремонте что то подложили под вкладыш..
Цитировать
Видно этот Ваш знакомый так и купил машину с такой постелью
Браво, друзья! Я пришел именно к такому же мнению. 400 000 км назад по какой-то причине двигатель стуканул и провернуло коренной вкладыш с повреждением опоры. Наверняка и какое-то количество шатунных шеек было повреждено. Мотор разобрали, увидели поврежденный блок и придумали "бюджетный" способ ремонта - запортянили вкладыш. Вал поставили другой (возможно новый),  номинального размера. Мотор благополучно ездил, пока портянку не расшатало. Далее  возможны два варианта:
- съехала портянка, перекрыв масляный канал;
- провернулся вкладыш, закрыв масляный канал.
Машина шла по шоссе, скорость... шатунной шейке без масла многого не надо. Вот такое, на мой взгляд, развитие событий ... фотографии сделаю сегодня.
ЗЫ. Московский сервис либо не заметил остатки портянки (хотя возможно что от неё ничего не осталось) либо увидев задранный блок не стал рассматривать вкладыши. Странно, только что вкладыша с этой опоры я не обнаружил в коробках...
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Technik от 04 Июля 2011, 11:44:35
Да уж... Хотя не хотелось рассматривать "потусторонние силы" с самого начала. ;D ;D И очень приятно, что следствие(в лице участников) практически сразу двинулось по верному пути. ;)
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: gambsi от 04 Июля 2011, 11:53:55
Мотор разобрали, увидели поврежденный блок и придумали "бюджетный" способ ремонта - запортянили вкладыш.
Наверное можно было додуматься.Тем более,что самому приходилось лепить горбатого,и как раз на вышеупомянутом ОМ601,там успело провернуть вкладыши только в одной опоре.Отверстие расточили на координатном с увеличением 0,5 и подложили калиброванную ленту из пластичной стали.В ленте я засверлил отверстие для подачи масла и шариком развальцевал ленту,предварительно сделав фаску на выходе масляного канала.Дальнейшая судьба авто мне неизвестна,значит проблем не было долго,пока не забыли кто ремонтировал.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: vsmola от 07 Июля 2011, 23:31:33
а как вам вот такой факт двигатель прошел более 300 000 и не застучал

Добавлено спустя некоторое время 
а как вам вот такой факт двигатель прошел более 300 000 и не застучал
можнопродолжить эту викторину только вопрос проблему развернуть на180* почему не застучал.Фиат добло 1.9 jtd
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: alex diesel spb от 08 Июля 2011, 13:37:52
Фото не очень информативное. не понятно что это за лунка/отверстие. Не штатное? Форма от инструмента или от шарика? Возможно это вырезался дефект металла. Почему не стуканул с такой лункой? Из фото не понятно в какую сторону вращался вал.  Могло быть так, что эта часть шейки вообще не нагружалась силами от шатуна.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Kuzmich_tdi от 08 Июля 2011, 13:43:49
Это скорее всего то место где должно было быть отв. для смазки.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: vsmola от 08 Июля 2011, 14:59:24
Это скорее всего то место где должно было быть отв. для смазки.
совершенно верно сдесь должно было быть отверстие, для смазки шатунной шейки под давлением, то есть должен быть масляный клин, что и обеспечивает векторное перемещение двух тел относительно друг друга предотвращая их заклинивание

Добавлено спустя некоторое время 
Фото не очень информативное. не понятно что это за лунка/отверстие. Не штатное? Форма от инструмента или от шарика? Возможно это вырезался дефект металла. Почему не стуканул с такой лункой? Из фото не понятно в какую сторону вращался вал.  Могло быть так, что эта часть шейки вообще не нагружалась силами от шатуна.
Александр Юрьевич ,я понимаю ваше смятение и непонимание,увиденное вами не фотошеп, тем более,что рушит все ваши представления оработе двигателя ,и мои тоже, я даже отказался ставить колено назад без отверстия,именно на фиатах турецкого производителя попадались коленвалы без отверстия
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: denni от 08 Июля 2011, 17:02:08
Поршневой палец под давлением смазывается на этом моторе?
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: vsmola от 08 Июля 2011, 22:51:08
Поршневой палец под давлением смазывается на этом моторе?
сверху шатуна отверстие
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: denni от 09 Июля 2011, 12:16:43
ОК, а сбоку шатуна нет отверстия для распыления масла на стенку цилиндра? Просто невероятно чтобы мотор вот так просто спокойно работал без какой-либо смазки этой шейки, должно было масло как-то туда попадать.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: alex diesel spb от 10 Июля 2011, 15:17:18
Есть вещи совершенно не объяснимые. На старом (пропавшем) форуме я описывал случай, произошедший на сервисе моего доброго товарища.
Оппозитный ФВ бензиновый мотор. Был разобран, не помню по какой причине, тысяч через 100-150 км после капремонта в этой же организации.
Скорее всего, стуканула шатунная шейка последнего цилиндра (забыл, лет 10 прошло). При разборе полетов было установлено, что коренной вкладыш, питающий эту шейку маслом,  был перевернут в постели и подача масла была все это время полностью перекрыта к этой шейке. Установлено это было по отпечаткам клейм вкладышей на постели в блоке.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: vsmola от 10 Июля 2011, 20:11:11
ОК, а сбоку шатуна нет отверстия для распыления масла на стенку цилиндра? Просто невероятно чтобы мотор вот так просто спокойно работал без какой-либо смазки этой шейки, должно было масло как-то туда попадать.
совершенно верно! стоит инжектор для охлаждения днища поршня,возможно этого и хватало для смазки\если это можно так назвать\, к тому же мотор камон реил, пилотный впрыск, и последующий на поздней фазе впрыск создают более благоприятные условия для вкладыша, но все равно как тодо мазгов не доходит как такое возможно.на самом вкладыше всетаки присутствовали незначительные следы масляного голодания, к стати многие компрессора тоже смазываются разбрызгиванием.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: Technik от 10 Июля 2011, 22:06:02
Компрессор то компрессор,но на них есть ковшики на шатунах для черпания масла...
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: denni от 11 Июля 2011, 00:52:57
совершенно верно! стоит инжектор для охлаждения днища поршня,возможно этого и хватало для смазки\если это можно так назвать\, к тому же мотор камон реил, пилотный впрыск, и последующий на поздней фазе впрыск создают более благоприятные условия для вкладыша, но все равно как тодо мазгов не доходит как такое возможно.на самом вкладыше всетаки присутствовали незначительные следы масляного голодания, к стати многие компрессора тоже смазываются разбрызгиванием.
Да я не то имел в виду, но может и так как Вы говорите.
Думаю, на полной нагрузке мотор точно бы дал клина, но на частичных нагрузках даже этой ничтожной смазки хватало. Тем более, как Вы и сказали - коммон рейл помягче работает, не брызгает всю порцию сразу, что тоже положительно сказывалось.
Название: Re: Викторина из области механического ремонта
Отправлено: vsmola от 11 Июля 2011, 21:09:13
Может показатся, что я некорректно влез в чужой топик, но я хотел всего лишь продолжить цепь логики, то  есть где то, малейшее отклонение от размеров или давления приводит к поломки,а в этом случае спокойно работает вопреки всем понятиям о механике