Тематические форумы => Все о дизельных автомобилях => Дизельные автомобили, их ТТХ => Тема начата: Kudrik от 10 Августа 2013, 11:15:02
-
Добрый день Всем.
Случайно наткнулся на изображение конструкции поршневого пальца грузовика MAN-TGA . С двигателем D2866 LF
(http://i020.radikal.ru/1308/8f/da903ded5c38.jpg) (http://radikal.ru/fp/df43e8b5b2e24395820c979af223775e)
С такой формой пальца никогда не сталкивался. В сети ничего не нашёл. Может кто даст ссылку, или просто знает для чего такая конструкция.
-
Допускаю, что для снижения локальных давлений при изгибе пальца в шатуне. Получается, что таким образом выравнивается эпюра давлений во втулке ВГШ и в бобышке поршня.
-
Александр Юрьевич спасибо за ответ. Вы , как всегда, первый отвечаете :)
У меня есть своя мысль (но она совсем другая), я пока её говорить боюсь. Потому , что нет никакой уверенности. А вдруг я, в корне, заблуждаюсь.
А уверенность будет зависеть от того, каким образом сделаны эти углубления. Или накаткой, или резцом-шлифовкой, или штамповкой-ковкой.
А я этого не знаю. Никогда не видел такого пальца.
Вот потому и спросил. А может кто-то чаще имел с такими пальцами дело.
И может хотя бы сказать(хоть на ощупь) , про природу таких углублений.
В общем ==у кого , какие мысли по этому поводу?
Добавлено спустя некоторое время
З.Ы. Выскажу свою шальную мысль. Предполагаю, что эти бородки остаются от проверки толщины (и равномерности) поверхностного слоя закалки.
-
Предполагаю, что эти бородки остаются от проверки толщины (и равномерности) поверхностного слоя закалки.
Вот это исключено полностью.
-
Я не считал моторов , которые перебрал лично, которые под моим руководством .... Мановские моторы освоены хорошо и кажись все виды прошли через руки мои и моих помошников...
ТАКОГО ПАЛЬЦА НИКТО В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ
Дальнейшее обсуждение предлагаю вести только после фотографии такового пальчика или указания номера детали по мантису , все остальное считаю от лукавого или искажением рисунка. Хоть номер документа положите на всеобщее обозрение, а не некий эскиз некоего пальчика даже без указания принадлежности , размеров и прочей лабуды...
-
ТАКОГО ПАЛЬЦА НИКТО В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ
И я не видел, в том числе.
Официальный ПДФ от Мана здесь
http://www.fayloobmennik.net/3081884/file/%D0%9E%D0%9F%D0%98%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95%20%D0%A4%D0%A3%D0%9D%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%99%20EVB%20(EXHAUSE%20VALVE%20BRAKE)....pdf
Это я выложил на файлообменник. Палец на стр. 67
Ссылку на документ увидел, когда читал темы
http://www.ab-engine.ru/phpbb/viewtopic.php?p=48350&sid=8aab6dd866123ce517c8573240948929
и
http://www.ab-engine.ru/phpbb/viewtopic.php?p=54349&sid=5298a4e620f59e35cf46fd8d9e76027a
Про моторный тормоз EVB
Прямая ссылка на сам ПДФ внутри одной из тем
http://etsltd.ru/upload/dokumentatsiya/man/D2866-76.pdf
Так , что всё по-честному , ИМХО.
Добавлено спустя некоторое время
Вот это исключено полностью.
Скорее всего Вы правы.
Но вот если бы увидеть , каким способом нанесены те углубления. Если это не след от резца(или абразива) , то сразу бы стало понятно, что я думаю не в ту сторону.
Добавлено спустя некоторое время
К Колдуну. Извините. Я сам ВИНОВАТ, когда печатал.
Ещё раз прочитал свой первый пост. Я там пропустил целое предложение.
"Когда читал документ от Мана". Вот и вышла непонятка.
-
Добавлено 18.08.2013
Нигде я так и не нашёл подробностей про "формованный" палец.
Но , порывшись в сети, сложилось своё представление .
Есть у фирмы МАN такая программа, как "Прогнозирование равномерного износа (разрушения)". Согласно этой программе, поршневые пальцы должны иметь примерно одинаковый выбег по всем цилиндрам. Чтобы не было одиночного (преждевременного) разрушения пальца, в каком-то одном(отдельном) цилиндре.
Гарантировано добиться такого однообразия, при таком исполнении (и размерах) шатуна, пальца и поршня, видно у немца не вышло.
На более мощных моторах D 2876 LF уже начали применять трапецевидную (уширенную) головку шатуна (и бобышек поршня) , и бОльший диаметр пальца.
А для старой конструкции шатуна и пальца осталось только одно:
Сторонним путём повысить надёжность пальца , в его прежних габаритах. Замедлить процесс усталостного разрушения пальца.
Предполагаю , что применили способ накатки роликом(шариками) по закалённой пов-сти пальца. В зазоре между бобышками и торцами головки шатуна. Т.Е. в зоне наиболее вероятного возникновения усталостных трещин.
Идея такой накатки-упрочнения принадлежит учёным РФ . Суть идеи в том, что процесс возникновения усталостных микротрещин в пальце ==неизбежен. Но сам процесс разрушения пальца состоит из двух этапов:
1. Зарождение микротрещин
2. Развитие микротрещин до трещины.
Так вот, если зарождение микротрещины практически остановить невозможно==это только вопрос времени.
То замедлить процесс развития трещин очень даже можно . И большой эффект даёт способ поверхностного накатывания закалённой поверхности пальца.
-
Вы меня конечно извините, но вы часто видели лопнувшие пальцы? Изношенные до немогу думаю видели многие, а лопнувшие...
-
Я вообще этого мотора никогда внутри и снаружи не видел. Просто стало интересно узнать цель применения таких пальцев.
Всё изложенное выше ==это только мои предположения. И изначально тему создал в "мусоре". Если что не так, то извините.
Пока что по теме ответил реально = только Александр Юрьевич.
-
Я не со зла, извините. :) Просто задумался над вашей темой и попытался вспомнить когда я видел последний раз лопнувший палец, просто на любом авто. Не смог. ;)
-
Думаю лопнувший палец ==это уже крах всего мотора . Это крайний вариант . Самый печальный.
Предполагаю, что всё таки проводится контроль и изучение б/у пальцев. Трещина это ещё не крах пальца. Это только предвестник беды.
На стареньких Форд-Транзит 2,5 Д-ТД видел лопнувшие пальцы и поршни. Оставшиеся целые (не поломанные) пальцы, для интереса рассматривал в сильную лупу.
Микротрещинок на поверхности ==сколько угодно, и где угодно. Даже не верилось , что такая толстая сталюка , так может мелко трескаться.
-
Лично мне кажется, что тут дело в методе их изготовления. Больно форма этого формованного пальца накладывается на картинку распределения сил при работе. Видимо есть разные подходы у разных изготовителей к этому, косвенно это подтверждается документом на который вы ссылаетесь. Описывается два типа пальца.
-
Вот и мне интересно было бы узнать , про различие в методах изготовления.
С этого собственно и возник вопрос этой темы.
-
...Есть у фирмы МАN такая программа, как "Прогнозирование равномерного износа (разрушения)". Согласно этой программе, поршневые пальцы должны иметь примерно одинаковый выбег по всем цилиндрам. Чтобы не было одиночного (преждевременного) разрушения пальца, в каком-то одном(отдельном) цилиндре. ...
Такая программа есть на любой уважающей себя фирме , у нас (инженеров старого поколения совкового периода) это называлось РАВНОПРОЧНОСТЬЮ, может и есть в тырнете что по этому вопросу, но я сомневаюсь...
эти вопросы проходили кулуарное обсуждение , как правило...
Ну а по простому можно пояснить суть программы следующим образом -
весчь должна отслужить свой гарантийный период эксплуатации, ну может чуть больше , а потом должна единовременно лопнуть по всем швам - то есть не подлежать ремонту\восстановлению !!!!
и вдумайтесь - клиент прибежит за новой весчью к производителю !!!
Ну а насчет пальца - как не рыл мануал по моторам других производителей, да и по ману в том числе, кроме этого странного рисунка так ничего и не нашел... как не спрашивал у своих знакомых мотористов - тоже нет...
мнение одно - когда писали мануал слегка курнули дури или на 1 апреля это готовили в стенгазету , а оно в сервис-академию попало...
-
Спасибо Вам за ответ.
Тоже не покидает чувство, что это что-то не реальное. Или было выпущено (задумано) под очень узкую партию деталей. А потом резко сняли с производства.
Попытался искать что-то похожее на моторы MAN в стороннем каталоге поршней MOPART.
Рисунков пальцев крупно нет. Только символ цилиндрик.
Вот только заметил, что указывают два вида пальцев на мотор серии
D 2866 LF пальцы 46 х 105 мм и пальцы 46 х 105 мм FB
Что означают эти две буквы FB, в каталоге нет ни слова.
-
....Что означают эти две буквы FB, в каталоге нет ни слова.....
Извиняюсь, что ворошу старое. Нашёл в разных каталогах поршней/пальцев, на другие авто.
Там тоже иногда упоминается в описАнии пальца буква F. Порывшись нашёл, что это первая буква слова Formed, Forming - формировать, формированный.
Есть информация(в сети), что подобные формованные пальцы применяют на японских моторах.
Потом попался на глаза старый немецкий Патент US2067714 - Piston pin - Google Патенты от 1934-37 годов.
Там предлагается(думаю впервые) делать канавки на поршневом пальце, для снижения концентрации напряжений.
А в основу применения роли таких канавок-накаток лёг большой научный труд американцев(500 стр.) Peterson, stress concentration factors pdf. Первое издание ещё 1933 года.
Там подробнейшим способом разрисовано и рассчитано в цифрах - форма/размер и значение этих канавок-впадин-галтелей-закруглений.
Понятно стало, что изображение-картинка, которое я привёл в начале -- сильно утрировано, увеличено(по глубине/ширине канавок). Реальные канавки не такие глубокие(и широкие).
Спасибо Всем за внимание.
-
Допускаю, что для снижения локальных давлений при изгибе пальца в шатуне. Получается, что таким образом выравнивается эпюра давлений во втулке ВГШ и в бобышке поршня.
Да, именно так и оказалось в реальности. !
Подсказку, где искать и есть ли такое в реальности - дал(как ни странно) искусственный интеллект. Он лайн чат, там пишешь вопрос и получаешь ответ. ChatGPT
ИИ дал подсказку на модели моторов, где применяются такие "фигурные" пальцы. MAN модель D3876 и D2862
А потом , порывшись далее - я уже нашел и оф. документ от фирмы производителя пальцев. С фотографией подобного пальца. И также нашёл ин.док, где полностью избражены эпюры напряжений бобышек и шат.втулок.
Реальная глубина канавок на пальце , всего 20 - 40 мкм.... т.е 0,02 - 0,04 мм
-
Дотошный вы человек, Сергей! Это здорово.
-
На стареньких Форд-Транзит 2,5 Д-ТД видел лопнувшие пальцы и поршни. Оставшиеся целые (не поломанные) пальцы, для интереса рассматривал в сильную лупу.
Микротрещинок на поверхности ==сколько угодно, и где угодно
Сергей, а только ли микротрещины на поверхности причина поломки пальца ? Других, например гидроудара, лопнувшего на высоких оборотах РГРМ и т.п в этих случаях не было ?