3СТЕ жесткая работа на ХХ и черный дым при разгоне.

  • 17 Ответов
  • 1790 Просмотров
*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
Предистория.
Тойота Естима Люсида, 3СТЕ, 4WD, АКПП. Машиной владею 19 лет. За эти годы 2 раза производил капремонт двигателя, крайний раз это было в 2012г (были газы в системе охлаждения) – был расточен блок цилиндров под 86.5 мм и установлена китайская ГБЦ (распредвал, стаканчики – оставлены свои, оригинальные, клапана новые – оригинал).
Форсунки всегда перебирал сам, руководствуюясь статьей Мезерницкого Александра Юрьевича, стенд сам сделал из старого СССР домкрата 5 тонн. Крайний раз менял распылители в форсунках в 2017г, совместил с заменой ремня ГРМ и маслонасоса.
Пару раз ТНВД менял да эти 19 лет. Метки на ТНВД в 0 всегда ставил, как прописывает книга.
Никогда не было проблем, все работало исправно. Черного дыма не было, даже при ускорении.
Прошел уже 250 тыс км после крайнего ремонта, что был в 2012г.
Начало проблем.
Этим летом стал замечать, что появляется черный дым при разгоне, хотя при этом двигатель работал,  как всегда за эти 19 лет владения машиной,  не громко на ХХ.
Думаю, пора менять распылители. Есть у меня второй комплект форсунок, вот в них и установил новые распылители, проверил на стенде, давление открытия 140 кг/см2, отсечка хорошая – как автомат Калашникова стрекочет, не льют. 
Корпуса форсунок этого комплекта немного другие, немного отличаются габаритами. В частности, длинна выглядывающего распылителя чуть больше, чем у комплекта, который на машине стоял. Немного, на 0,5 мм, до больше. Это потом я уже эти выводы сделал, а тогда поставил новые шайбы под форсунки, как в снятом комплекте и затянул форсунки моментом 64 Нм, как по книге.
Завел двигатель – жестко работает и пена лезет между корпусом ГБЦ и форсункой 4 цилиндра. Пену увидел, так как смазывал резьбу форсунки медной мазкой, вот остатки той смазки и пускали пузыри. Довернул тогда эту форсунку сильнее, до 90 Нм, а заодно и остальные форсунки довернул этим же моментом. Пена все равно лезет. Выкрутил тогда все форсунки и увидел, что пламегасящие шайбы сдавлены до предела, расплющены распылителем.
Озадачился подбором толщины шайб под форсунки, таким образом, чтобы пламегасящие шайбы сминались не полностью, а наполовину, до 0,7мм  (толщина пламегасящей шайбы 1,5 мм).  Родные шайбы между корпусом форсунки и ГБЦ имеют толщину 2,5 мм, при этом вообще не прижимаются пламегасящие шайбы. Снял все размеры с железа и рассчитал, что при толщине 1,5 мм шайбы под корпусом форсунки, пламегасящая шайба сминается до 0.7мм. Пожертвовал 1 пламегасящую шайбу, обжал ее форсункой, потом замерил ее толщину, 0,7 мм оказалась.
Установил с  новыми шайбами второй комплект форсунок с новыми распылителями. Пены теперь нет. Но есть жесткая работа на ХХ, проехался – черный дым при разгоне.
Снял этот комплект форсунок, поставил старый комплект – опять жесткая работа и черный дым при разгоне.
Проверил метки ГРМ. Все по меткам стоит.
Взял другой ТНВД, который зимой снял – соляркой он потек зимой. Заменил на нем сальник на валу и резиновое колечко под разъемом датчика оборотов, течь перестал. Поставил этот ТНВД вместо своего. Но ничего не изменилось в работе двигателя – та же жесткая работа на ХХ и черный дым при разгоне.
Не раз менял ТНВД на этой машине за 19 лет, всегда метки ставил в 0 как по книге, никогда не было проблем.
После этого занялся ревизией проводки к ТНВД, заменил все высохшие провода к разъемам на новые. Заменил впускной патрубок с датчиком Т воздуха и ДПДЗ. Проверил датчик давления воздуха – выдает положенное напряжение в зависимости от давления. Поменял клапан Спилвалье с третьего, запасного ТНВД. Но ничего в работе двигателя не изменилось. Попробовал повернуть ТНВД на 1 мм попозже от метки 0. Тоже ничего не изменилось – та же жесткая работа на ХХ и черный дым при разгоне.
Разобрал ЭБУ, заменил электролиты на новые, хотя и старые в допуске были.
Слил солярку из бака, заправился на другой заправке – все то же самое, что и с прежней соляркой.
Есть в машине самодельный маршрутный компутер.  Ардуино преобразует сигнал с диагностического разъема 3СТЕ в ОБД2 и через модуль блютуз передает данные на смартфон. Смотрел там скорость, температуру, давление наддува, обороты двигателя. Оказалось, есть там и момент впрыска. Вывел и его на экран смартфона, жаль, что раньше на вывел и поэтому не знаю какое опережение должно быть на ХХ. На заглушенной машине, если включить зажигание, то опережение составляет -30 градусов, когда заведешь, то плавает от -4,7 до -2,5. При разгоне уходит до +25 градусов. Уж не знаю, можно ли доверять этим цифрам и реальные ли они.
ВОПРОС: какой угол впрыска должен быть на ХХ? И как его сделать именно таким, ведь ЭБУ выставляет этот параметр?
Уже не знаю куда копать. Турбину могу заменить, есть запасная, рабочая. Но на ХХ она же не работает, а значит жесткая работа на ХХ останется. Турбина давит 0,5 кг/см2 при хорошей нагрузке, смысла менять ее не вижу.
И еще, при запуске холодного двигателя, он первые 3-5 сек работает нормально, а потом начинает громко стрекотать, как при раннем зажигании.
Компрессию не мерил, не сделал еще компрессометр. Из датчиков не менял еще датчик оборотов в блоке. Но на все отключения разъемов сразу загорается Джеки Чан, значит цепи датчиков исправны. Ошибок не выдает ЭБУ при самодиагностике.  Замена ТНВД тоже ни к чему не привела.
Угол опережения ЭБУ сам выставляет на 3 СТЕ и как победить этот недуг в виде жесткой работы на ХХ и черного дыма,  уже ума не приложу. Осциллографом могу посмотреть сигналы на клапанах опережения и СПВ. Сканера, чтобы подключить его к диагностическому разъему нет.

*

GusevLebedev

  • Старожил
  • ****
  • 308
  • 44
    • Пенза, Россия
при запуске холодного двигателя, он первые 3-5 сек работает нормально, а потом начинает громко стрекотать
проверь клапан EGR и положение дроссельной заслонки, возможно на ХХ задержка из-за недостачи чистого воздуха на впуске...

*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
Система ЕГР удалена ещё в 2006 году. Забыл сообщить.
Заслонку менял с ее потенциометром.

Добавлено спустя некоторое время 
Не мог же я раздавить ГБЦ, закручивая форсунки, которые сплющили до предела пламегасящие шайбы!?

*

Андрей Ф

  • Ветеран
  • *****
  • 6651
  • 1092
    • Калининград
много букв и действий сделано , но все мимо
ослик в руки и мерить сигнал на клапане опережения
часто на них эбу кончались по каскаду опережения
можно колхозным способом проверить, в момент треска подать непосредственно питание на клапан опережения от стороннего источника

*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
Да, согласен, букв много. Но хотелось выдать полную картину проведенных работ.
По клапану опережения . При отключении разъема начинается жуткий треск работы двигателя. Когда ЭБУ вскрывал, то ничего подгоревшего из дорожек не увидел. Осциллограммы завтра сниму. В книге правда только одна осциллограмма, сделана на ХХ.

*

GusevLebedev

  • Старожил
  • ****
  • 308
  • 44
    • Пенза, Россия
Шестерню ТНВД  от 3СТ (без Е) случаем не могли установить? Они разные по меткам.
А то, что распылители из корпусов не одинаково выступают - странно. 0,5мм - это много. Распылители - не реставрация?
Шайбы-экраны не должны сжаться до минимума, иначе корпус распылителя всё равно будет в напряге и запросто будет подкапывать, а двигатель - звенеть.

*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
1. Про шестерню ТНВД знаю, что они разные на 3 СТ и 3 СТЕ, но ее не менял, ТНВД на Эстимах меняется без снятия шестерни ГРМ, шестерня висит на промежуточном вале.
2. Распылители Дэнсо, покупал еще пару лет назад, лежали в запасе. А вот корпуса форсунок из 2-х разных комплектов - разные. Может отсюда и 0.5 мм появилось.
3. Пламегасящие шайбы. Вот где есть вопрос. На сколько они должны сжиматься, если их начальная толщина 1,5 мм ?  Если после обжатия  шайба стала 0,7 мм - это нормально?
Напомню, что с родными шайбами 2,5 мм между ГБЦ и корпусом форсунки, пламегасящие шайбы вообще не обжимались. Когда поставил 1,5 мм шайбу, то стали обжиматься. 

*

GusevLebedev

  • Старожил
  • ****
  • 308
  • 44
    • Пенза, Россия
Пламегасящую шайбу сожмите в тисках через две гладкие жёсткие накладки чтобы зубья от тисков не отпечатались, затем измерьте толщину. Немного разожмётся, но ориентир минимальной толщины будет. О,5мм накинете. Ни в коем случае нельзя чтобы шайба оказалась сжата распылителем до конца, распылитель поймает микродеформацию и не будет работать. У меня были случаи полного сдавливания этих шайб, авто звенело как на убитых распылителях. Тоже вымерял толщину. Сожмутся  до 1,0мм - ничего плохого, главное не переборщить и не расплющить до конца. Смущает то, что двигатель после запуска несколько секунд работает ровно. Отключать цилиндры форсунками пробовали, разница в звуке есть?

*

Андрей Ф

  • Ветеран
  • *****
  • 6651
  • 1092
    • Калининград
по форсам в одном моменте может быть треск, когда не сливается обратка,остальное все до лампочки

*

Serqant

  • Старожил
  • ****
  • 270
  • 6
    • Абакан,Хакасия
по форсам в одном моменте может быть треск, когда не сливается обратка,остальное все до лампочки
Только черного дыма при этом не будет. Если распылитель работает как положено, то через 20-30 секунд, этот цилиндр просто сам отключится из-за подпора иглы!

*

Андрей Ф

  • Ветеран
  • *****
  • 6651
  • 1092
    • Калининград
Только черного дыма при этом не будет. Если распылитель работает как положено, то через 20-30 секунд, этот цилиндр просто сам отключится из-за подпора иглы!
будет, я не про полное перекрытие имел ввиду

*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
1. Снял осциллограмму на электроклапане опережения.
<br /><br />
Здесь все нормально, при нажатии на газ - меняется и частота импульсов.
2. Отключал поочереди форсунки - работает на трех цилиндрах одинаково при каждом отключении форсунки.
3. Поставил прозрачный шланг на обратку с форсунок - завел двигатель, медленно начала наполняться трубка соляркой.
4. Снял опять форсунки. Продул трубку обратки - везде есть проход в каналах.
5. Подбираю распылители. Купленные новые распылители Денсо почему-то иногда льют, отсечка есть, потом могуть подсикнуть тоненькой струйкой солярки. Не все, но 2 шт так себя ведут. Может Китай подсунули. Заказывал через Экзист. А может стенд мой из домкрата в этом виноват. Есть еще 4 новых распылителя Денсо, которые я обжал чрезмерно, сдавив пламегасящие шайбы. Тоже как попало работают.
6. ТНВД поставил в 0 по метке, а то на 1 мм позже выставил - ничего не изменилось, разве что заводится хуже стала.
Читал, что старые ТНВД даже пораньше ставят, дабы компенсировать износ.

Завтра из имеющихся распылителей соберу еще 2 форсунки и поставлю на мотор.

*

Андрей Ф

  • Ветеран
  • *****
  • 6651
  • 1092
    • Калининград
Здесь все нормально, при нажатии на газ - меняется и частота импульсов
если нормально, то пусть так и будет…… :)
форкамеры кстати в этой китайской гбц не прогорели?

*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
форкамеры кстати в этой китайской гбц не прогорели?
Да кто ж их знает?! Для этого надо ГБЦ снимать или каким-то мелким видеоэндоскопом залезть в отверстие под форсунку.
Хотел обзавестись эндоскопом, но как правило им смотрят бензиновые моторы, а вихремерные дизели, как 3 СТЕ, вряд ли посмотришь, особенно сам цилиндр и клапана. Уж очень загогулистый там канал, по которому надо просунуть эндоскоп.
Фонариком светил в колодцы форсунок в ГБЦ - чернота там, она и в Африке чернота.

*

sergluc

  • Пользователь
  • **
  • 28
  • 0
    • Новокузнецк
1. С этими распылителями и форсунками целый квест прошел. Почему-то новые распылители по-разному работают в разных корпусах форсунок. Установил эти новые распылители в другой комплект корпусов форсунок, прогнал на стенде, и чудо - все форсунки хорошо работают, открытие при 145-150 кг/см2. В прежнем комплекте корпусов форсунок эти же распылители подкапывали, лили струей в сторону, просто лили струей, вобщем ужасно работали.
2. Подобрал снова шайбы под форсунки, пришлось сточить родные новые шайбы под форсунку с 2,5мм до 1,9 мм, тогда гуманно стала обжиматься пламегасящая шайба (% на 60 примерно от первоначальной толщины).
3. Завел двигатель - жесткого стука почти нет. Проехался - черного дыма почти нет. При резком нажатии  газа в пол немного чернит, но это терпимо. Расход замерил по городу - около 10л на 100км получилось, приемлимо.
4. Значит все дело было в "кривых" распылителях и форсунках. Озадачился покупкой очередного комплекта распылителей, на будущее так сказать, про запас. Не нравится мне, что распылители Денсо продаются в контейнерах без всякой защиты от подмены на подделку. На Ютубе нашел видео с новой упаковкой распылителей Денсо, но покупка ведет на японский сайт, там не смогу купить.

Вопрос: где купить правильные распылители Денсо?
 
На Алиэкспрессе есть, но там думаю одна срамота продается. Экзист и Емэкс - там только старая упаковка, в контейнере, без защиты. Автотрейд предлагает Денсо, но опять в старой упаковке и если учесть, что они САТом торгуют, то есть риск купить САТ по цене Денсо в контейнере Денсо.