По техническим требованиям зазор в коренных опорах должен быть 0,027- 0,093 мм. Т.е. на новом моторе собранном на заводе ММС имеет право быть зазор почти до одной десятой миллиметра. Это при условии что вал оригинальный, вкладыши тоже. Если вал чуток не в размере, вкладыши слегка тоже, зазор 15 соток может получиться шутя. При кривизне линии постелей в 0,12 и при зазоре 0,15 вал будет вращаться от руки. Но его сломает через час или через сто. Но сломает - можете не сомневаться. Вал в среднем делает 2500 об в минуту. Это 150000 оборотов в час. За 10 часов 15 миллионов оборотов. Т.е. 15 миллионов циклов изгиба , пусть на небольшую величину, за то какое число раз...... В механике есть понятие усталости материала. Вот именно так она и проявляется - деталь ломается. Кстати, 10 часов работы мотора это всего-то 600-700 км пробега. На каком пробеге вал лопнул? На 1000 км? Измеряйте блок!
Поясняю почему старый вал работал как будто бы без проблем:
- блок никогда не деформируется сразу и намного. Но чугунный и если его чрезмерно стукнуть, то он просто лопнет. Процесс накапливания деформации происходит постепенно;
- по мере искривления блока вкладыши прирабатываются к своим местам. Т.е линия по вложенным вкладышам остается ровной (вкладыши подносились, как валу удобнее). Однако линия вала по постелям вкладышей может оказаться искривленной и вложенный вал может на новых вкладышах на одних опорах лежать а на других висеть.
Вот и вся премудрость.
Из опыта ремонта моторов. В каждом пяти-шестицилиндровом рядном моторе при шлифовке вала и/или замене вкладышей совершенно необходимо проверять линию вала в блоке. Регулярно приходится сталкиваться с ситуацией: люди разобрали мотор. Вал крутился легко от руки, но подношен. Купили ремонтные вкладыши, прошлифовали вал. Все измерили. По каждой шейке зазор 5 соток. Все идеально. Пока коренные болты не затянули положенным моментом вал вращался от руки. Последняя протяжка - вал клинит намертво. Приезжают в полном недоумении: как так? зазоры есть, а вал не вращается. Измеряем прямолинейность постелей - излом 6 соток. Вот и ответ. Все зазоры выбираются изломом и еще получается натяг в сотку, за счет изгиба вала. Оставить так - вал обречен, даже если подшабрить вкладыши чтобы вращался легко. А оставили бы старый вал со старыми вкладышами - шикарно бы вращался, только вскорости давление бы пропало, а может и нет.
Описанный пример очень явно проявляется на длинных блоках, но видимо блок ММС имеет свои особенности, он хотя и короткий, но видимо менее жесткий. По крайней мере поломки валов по щеке первого цилиндра явление достаточно распространенное.
Из сказанного не надо делать выводы о том что валы шлифовать не надо. Просто смотреть надо что делаешь.