Вопросы новичка по форсункам Delphi (на авто Ford Mondeo 3)

  • 71 Ответов
  • 26227 Просмотров
*

Константин С.

  • Новичок
  • *
  • 17
  • 0
    • Караганда, Казахстан
Приветствую специалистов по ДТА. Хочу предупредить что многих вещей не знаю, но хочу разобраться. Лучшего места задать
вопросы не нашёл, поэтому опытных прошу отнестись лояльнее.

Итак: имеется автомобиль Мондео 3-го поколения с 2-х литровым дизелем и топливной дельфи. Форсунки установлены по артикулу
дельфи R00501Z(евро3). Распылители в форсунках установлены L133PBD. В связи со скорой конвертацией мотора из 2,0 в 2,2 с
заменой коленвала и поршней, возникает потребность в более производительных форсунках от 2,2 мотора. Форсунки на 2,2 по
дельфи - R00601D/R00701D для евро3/4 соответственно. Распылители установленные в них - L150PBD и L184PRD соответственно.
Сильно ли отличаются эти распылители друг от друга? Дело в том, что в руках у меня по паре и тех и тех и ставить скорее
всего придётся так - два 150-х и два 184-х, такое допускается?. Внешне отличий не вижу. От L133PBD отличаются высотой и
формой носика с дюзами. Сейчас у меня одна форсунка установлена с L135PBD распылителем(от 2,0 двигателя евро4, форсунка
R00504Z), насколько я знаю такое допускается. Далее хочу уточнить об отличиях форсунок 601/701 от 501/504 кроме
распылителя. Их больше нет, я правильно понял?
Прошивку ЭБУ планирую оставить от 2,0 мотора, т.к. мотора 2,2 небыло с акпп, которая есть у меня. Если я поставлю свои
распылители от 2,2 в форсунки 501, код присваивать им как 601-м? Как ЭБУ отреагирует на такую подмену, воспримет их за
свои, или код лучше присваивать как 501-м? Но тогда есть большая вероятность что код тогда уже не получить, верно?
Так же интересует опыт мастеров по установке форсунок 2,2 на 2,0 мотор. Будет ли работать? 

Теперь на более приземлённые темы:)
Есть ли смысл устанавливать б/у форсунки на стенд для присвоения кода? Форсунки побегавшие, но машина хорошо на них
ездила, не троила, не дымила. Простой тест на слив в обратку проходят все форсунки. Дело в том что купив себе сканер я
перепрописал все коды форсунок, после чего вероятно произошёл сброс адаптации и машина на холодную стала громко работать
при подаче нагрузки особенно на повышенных передачах. Звук детонации в 1-2 цилиндрах. (По началу даже подтраивала по мере
добавления подачи топлива на х.х в определённом диапазоне оборотов(на передаче в этом диапазоне двигалась рывками)через
прим. 300 км. троение исчезло). На холостых всё хорошо, тихо и мягко. По мере прогрева звук детонации резко обрывается в
какой-то момент, это отчётливо слышно(если сразу разогнать на 2-й(типтроник) до 3500-4000, тоже детонация проходит резко).
Мотор работает тихо и мягко, [за исключением диапазона от 65 до 75 км/ч на 4 передаче, там при очень плавной подаче
топлива(либо зафиксировав акселератор в этом положении) с нагрузкой, например под сопку, появляется резкий рокот (и
появляются подёргивания), который дальше стихает и на высоких скоростях смешивается с остальными шумами, а если
акселератором порезче давать, то этот диапзон преодалевается незаметно и без подёргиваний] пока немного не постоит и не
остынет(достаточно 10-15 мин). Причём внедрение в разной комбинации в систему двух заведомо исправных форсунок
(восстановленных, с ибея, с новым кодом) никак не влияет на ситуацию. Клапаны в 3-х форсунках стоят ещё заводские, 9308-
618B помоему, в одной я менял в 2012 году на китайский (сильно лила в обратку, при резком ускорении тупела и мигала
пиктограма свечей накала-"спираль"). При резких ускорениях "в пол" насос развивает свыше 162000 кПа, как показал сканер.
Спираль и чек не горят ни при каких обстоятельствах. Машина развивает чуть больше 200 км/ч(по спидометру). Но это ей
даётся не легко, 7 лет назад она довольно бодро развивала 215 и там стрелка замирала. Что интересно, в сильный мороз детонация может вернуться и на прогретом моторе так же резко как и ушла.

*

Deniss

  • Ветеран
  • *****
  • 1617
  • 578
    • Киев , Украина
    • deniss.com.ua
с учетом того что делать так как надо вы не станете, коды присвоить не сможете, вероятность прогарания поршней не волнует в принципе ставьте что хотите
Неужели вы считаете что все отличия можно увидеть визуально пусть и под микроскопом даже :)

*

AD@globaldiesel.ru

  • Постоялец
  • ***
  • 162
  • 13
    • Московская область.
    • GLOBALDIESEL.RU
Далее хочу уточнить об отличиях форсунок 601/701 от 501/504 кроме
распылителя. Их больше нет, я правильно понял?
Нет. У них еще разные клапана 621 и 622 а также разные проставки и коды, но учитывая что вы применяете китайские запчасти(главное что бы мотор завелся), то для вас это не принципиально. А ведь частенько попадаются форс. после умельцев где 621->622.

Добавлено спустя некоторое время 

Прошивку ЭБУ планирую оставить от 2,0 мотора, т.к. мотора 2,2 небыло с акпп, которая есть у меня. Если я поставлю свои
распылители от 2,2 в форсунки 501, код присваивать им как 601-м? Как ЭБУ отреагирует на такую подмену, воспримет их за
свои, или код лучше присваивать как 501-м? Но тогда есть большая вероятность что код тогда уже не получить, верно?
Так же интересует опыт мастеров по установке форсунок 2,2 на 2,0 мотор. Будет ли работать? 
На прошивку 2.0 не встанут коды от 2.2 евро4, в общем по вашей схеме вряд ли что получится. Правильнее взять блок от 2.2  и рассмотреть установку на вашу коробку. Либо сделать модифицированную прошивку под старый блок 2.0 с учетом нового железа на моторе.  Направление вашего колхоза понятно, но для реализации надо хорошо представлять особенности топливной, двигателя и железа мозгов. Это почти полет в космос.
« Последнее редактирование: 25 Декабря 2014, 02:53:59 от AD@globaldiesel.ru »

*

Андрей Ф

  • Ветеран
  • *****
  • 6650
  • 1092
    • Калининград
если уже так неймется увеличить мощность,то оптимальных вариантов 2
-адекватно чипануть его(с удалением егр и ката)
-приобрести 2.2 мотор вместе с управлением и тоже его чипануть ;)
топливную вообще оставить в покое тк она в наших условиях(отсутствие любого топлива хоть EU3,хоть EU5) на новых машинах ,еле выхаживает 40-50ткм.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
да-с, столько изменений в конструкцию. :) Обсуждаем последствия "чип-тюнинга", а в данном случае и без изменения прошивки в железе столько замен, что последствия просто непредсказуемы. Установка другого клапана приводит к изменения цикловых подач. Последствия замены распылителей непредсказуемы, поскольку не известны даже начальные базовые характеристики - диаметр сечения отверстия и угол впрыска. Комбинации совместимости непредсказуемы.
   И что главное, предположим точно такую же ситуацию, но перед этим кто-то еще ремонтировал двигатель и после этого сгорят поршня или клапана. Ведь обвинят моториста, хотя его вины в этом может вообще никакой не будет. Или другой более простой вариант - процесс прогара уже начался, но явных симптомов еще нет. Заезжает в сервис, ему восстанавливают (предположим правильно) отдельные элементы. Через месяц происходит догорание того, что оставалось. Последний сервис обвиняют в последствиях, хотя его вины в этом нет.
   Установка других форсунок - еще более забавное занятие, поскольку очень часто изменяются не только цикловые подачи, но и быстродействие, которое во многих случаях просто не может быть скомпенсировано коррекцией блока управления. Последствия зависят от того, насколько сильно это отклонение. А еще интереснее, когда форсунки приносят в слепую и в сервисе ремонтируют их в соответствии с их номером, а в реальности они не рассчитаны на тот двигатель, на который их устанавливают. И потом обвинения опять же сыпятся на сервис, производящий их ремонт.
   Короче, вариантов с подобным "колхозным" ремонтом можно перечислять бесконечно. :)

*

Константин С.

  • Новичок
  • *
  • 17
  • 0
    • Караганда, Казахстан
Дорогие друзья, спасибо всем кто ответил, всех с наступающим!
Переходим к конструктиву :)
Сразу хочу предупредить, что машина моя и всё "колхозить" и затем кусать локти
я буду только себе. ;) Я не дизелист, поэтому прошу вашего совета и мнений, т.к. идти намерен до конца, независимо от результата. Но лучше пусть он порадует меня. Поэтому сложите копья, я пришёл с миром:)
с учетом того что делать так как надо вы не станете, коды присвоить не сможете, вероятность прогарания поршней не волнует в принципе ставьте что хотите
Неужели вы считаете что все отличия можно увидеть визуально пусть и под микроскопом даже :)
Отчего же я не стану делать как надо? Очень даже стану, для этого и пришёл на дизельирк. И вероятность прогара поршней волнует меня не менее всего остального. А коды присвоить значит я не смогу?
По визуальным отличиям распылителей я приводил в аналогию форсы 501/504z т.к. распылители тоже разные 133 и 135, но это не мешает ставить 135 распылитель евро4 в форсунку 501 евро3 и система работает! Вот в чём смысл поста. Так же я и пытаюсь узнать у вас, допускается ли установка 184 распылителя евро4 в форсунку евро3?
Нет. У них еще разные клапана 621 и 622 а также разные проставки и коды, но учитывая что вы применяете китайские запчасти(главное что бы мотор завелся), то для вас это не принципиально. А ведь частенько попадаются форс. после умельцев где 621->622.
Китайские запчасти это была вынужденная мера в 2012, т.к. о дельфи тогда я знал только из страшных статей. А тут спиралька как снег на голову. Кстати китайский клапан живёт до сих пор, остальные 3 новых так и валяются в столе. Теперь же у меня 4 клапана 28239294 и по два распылителя l150pbd и l184prd, они уже оригинальные. Это раз.
Далее: действительно, на форунке 701d стоит клапан 622b он же 28239295. Но на 601d стоит всё же 28239294. Об этом говорит содержимое ремкомплекта форсунок от дельфи 7135-657 для 601d и 7135-620 для 701d. Если не прав ткните носом, может плохо ищу.


Добавлено спустя некоторое время  На прошивку 2.0 не встанут коды от 2.2 евро4, в общем по вашей схеме вряд ли что получится. Правильнее взять блок от 2.2  и рассмотреть установку на вашу коробку. Либо сделать модифицированную прошивку под старый блок 2.0 с учетом нового железа на моторе.  Направление вашего колхоза понятно, но для реализации надо хорошо представлять особенности топливной, двигателя и железа мозгов. Это почти полет в космос.

Всё дело в том, что блоки одинаковые, увеличение рабочего объёма достигнуто увеличением хода поршня с 86 до 94 мм. У 2.2 моторов даже на блоке вылито 2.0 сзади. Это подразумевает только замену поршней и колена. Это всё у меня ждёт своего часа на полке.
Вопрос с прошивкой пока остаётся открытым. Я бы и рад, да немогу. Могу сканером залить прошивку от 2.2, но она с пометкой МКПП :(

Добавлено спустя некоторое время 
если уже так неймется увеличить мощность,то оптимальных вариантов 2
-адекватно чипануть его(с удалением егр и ката)
-приобрести 2.2 мотор вместе с управлением и тоже его чипануть ;)
топливную вообще оставить в покое тк она в наших условиях(отсутствие любого топлива хоть EU3,хоть EU5) на новых машинах ,еле выхаживает 40-50ткм.
Привет земляк, да мы соседи?! С наступающим! ;)
Тут вот какое дело, я не одержим увеличением мощности, меня 130 лысых вполне устраивает. Просто хочется что-то сделать на результат, а увеличение мощности будет приятным бонусом.
Как я писал выше 2.2 мотор уже теоретически у меня есть, т.к. детали для переделки куплены. Блоки управления одинаковые у них, но проблема в прошивке для акпп и 2.2.
Вариант с чипом конечно хорош, но цель не просто мощность. Хочу чтобы мощность была подкреплена рабочим объёмом двс.

да-с, столько изменений в конструкцию. :) Обсуждаем последствия "чип-тюнинга", а в данном случае и без изменения прошивки в железе столько замен, что последствия просто непредсказуемы. Установка другого клапана приводит к изменения цикловых подач. Последствия замены распылителей непредсказуемы, поскольку не известны даже начальные базовые характеристики - диаметр сечения отверстия и угол впрыска. Комбинации совместимости непредсказуемы.
   И что главное, предположим точно такую же ситуацию, но перед этим кто-то еще ремонтировал двигатель и после этого сгорят поршня или клапана. Ведь обвинят моториста, хотя его вины в этом может вообще никакой не будет. Или другой более простой вариант - процесс прогара уже начался, но явных симптомов еще нет. Заезжает в сервис, ему восстанавливают (предположим правильно) отдельные элементы. Через месяц происходит догорание того, что оставалось. Последний сервис обвиняют в последствиях, хотя его вины в этом нет.
   Установка других форсунок - еще более забавное занятие, поскольку очень часто изменяются не только цикловые подачи, но и быстродействие, которое во многих случаях просто не может быть скомпенсировано коррекцией блока управления. Последствия зависят от того, насколько сильно это отклонение. А еще интереснее, когда форсунки приносят в слепую и в сервисе ремонтируют их в соответствии с их номером, а в реальности они не рассчитаны на тот двигатель, на который их устанавливают. И потом обвинения опять же сыпятся на сервис, производящий их ремонт.
   Короче, вариантов с подобным "колхозным" ремонтом можно перечислять бесконечно. :)

Наводит на размышления..
Но: я пытаюсь по железу привести всё к заводскому состоянию, т.е. честный 2.2 как он должен быть. И форсунки чтобы тоже от 2.2. Что предполагает минимум "колхоза". Колхозить мне только с прошивкой и меня это волнует больше всего. Либо оставить как есть её от 2.0 на 2.2 форсунки, либо оставить 2.0 форсунки на 2.2 железо с 2.0 прошивкой. Ещё раз повторюсь, я экспериментирую только на себе и несу всю ответственность. Не буду говорить мол что за дизелирк то такой, наговорили мне всякого теперь расхлёбывать. Нет. Я осознаю весь масштаб ситуации, что это действительно эксперимент с непредскзуемыми последствиями. Тем более есть возможность привести в 100% исходное состояние. Просто зашёл узнать совет у "бывалых" ставил ли кто-нибудь такие описнные мною комбинации.
« Последнее редактирование: 25 Декабря 2014, 16:40:48 от Константин С. »

*

andry1

  • Ветеран
  • *****
  • 2538
  • 232
    • Ленск Якутия
Однозначного одобрения и поддержки Вашей затеи Вы здесь не получите по причине того что специалисты-ремонтники, в большинстве своем, против колхоза и экспериментов на клиентских автомобилях.Это приводит к потере времени или денег, или всего сразу.Такие вещи делают либо сами владельцы,а это к общению на  форумах  по Вашему автомобилю.Либо тюнинговые ателье с  соответствующим подходом и ценой, но там полезной информацией делится никто не будет.Да и не думаю что у серьезных тюнингеров есть наработки по Вашему пепелацу, не тот калибр.Мое мнение - работать будет, а как будет работать и насколько долго Вы узнаете только после сборки и ходовых испытаний ;)

*

Константин С.

  • Новичок
  • *
  • 17
  • 0
    • Караганда, Казахстан
Однозначного одобрения и поддержки Вашей затеи Вы здесь не получите по причине того что специалисты-ремонтники, в большинстве своем, против колхоза и экспериментов на клиентских автомобилях.Это приводит к потере времени или денег, или всего сразу.Такие вещи делают либо сами владельцы,а это к общению на  форумах  по Вашему автомобилю.Либо тюнинговые ателье с  соответствующим подходом и ценой, но там полезной информацией делится никто не будет.Да и не думаю что у серьезных тюнингеров есть наработки по Вашему пепелацу, не тот калибр.Мое мнение - работать будет, а как будет работать и насколько долго Вы узнаете только после сборки и ходовых испытаний ;)

Пожалуй, исчерпывающий ответ. Благодарю!

*

Deniss

  • Ветеран
  • *****
  • 1617
  • 578
    • Киев , Украина
    • deniss.com.ua
Цитировать
Отчего же я не стану делать как надо? Очень даже стану, для этого и пришёл на дизельирк. И вероятность прогара поршней волнует меня не менее всего остального. А коды присвоить значит я не смогу?
По визуальным отличиям распылителей я приводил в аналогию форсы 501/504z т.к. распылители тоже разные 133 и 135, но это не мешает ставить 135 распылитель евро4 в форсунку 501 евро3 и система работает! Вот в чём смысл поста. Так же я и пытаюсь узнать у вас, допускается ли установка 184 распылителя евро4 в форсунку евро3?
Ок, тогда разница в распылителях такова, разные диаметры сопел, разные углы распыла, именно поэтому есть разница в поршнях, в самом поршне другая вихрекамера, и под вихрекамеру подбирается распылитель. Если распылитель не соответствует то горение пойдет на поверхности поршня, а это прямой путь к дырке, особенно на тюнингованом моторе.
Далее присвоение кода, код  (подача топлива) зависит от работы клапан-дросселирующая проставка -распылитель
Форсунки 601 и 701 отличаются и клапанами и распылителями, так что о присвоении кода говорить сложно, стенд присваивает код согласно каталожного номера форсунки , несоответствие деталей- несоответствие подач

Если ставить то всю топливную вместе с мотором, тогда о тюнинге можно вести разговор, теоретически смена прошивки позволит преобразовать один блок в другой

*

Константин С.

  • Новичок
  • *
  • 17
  • 0
    • Караганда, Казахстан
Ок, тогда разница в распылителях такова, разные диаметры сопел, разные углы распыла, именно поэтому есть разница в поршнях, в самом поршне другая вихрекамера, и под вихрекамеру подбирается распылитель. Если распылитель не соответствует то горение пойдет на поверхности поршня, а это прямой путь к дырке, особенно на тюнингованом моторе.
Далее присвоение кода, код  (подача топлива) зависит от работы клапан-дросселирующая проставка -распылитель
Форсунки 601 и 701 отличаются и клапанами и распылителями, так что о присвоении кода говорить сложно, стенд присваивает код согласно каталожного номера форсунки , несоответствие деталей- несоответствие подач

Спасибо Денис, да я понимаю что другой угол распыла может спровоцировать неоптимальное горение, вне камеры сгорания. И распылители для 2.0 и 2.2 существенно отличаются, это невооруженным глазом видно. Но по крайней мере достоверно известно что поршни на 2.2 евро3 и 2.2 евро4 одинаковы, поэтому угол распыла 601 и 701 форсунок обязан быть идентичным, а вот диаметр сопел вполне, и даже скорее всего отличается. Поршни собираюсь использовать правильные - 2.2. Ну в общем практика покажет, попробую я присвоить код со 184
распылителем на 601 форсунку, думаю всё получится. Напишу потом о результате.

Если ставить то всю топливную вместе с мотором, тогда о тюнинге можно вести разговор, теоретически смена прошивки позволит преобразовать один блок в другой

Тут даже не о тюнинге разговор, скорее о конвертации. Т.к. всё остальное абсолютно идентично. Если с прошивкой всё красиво получится, тогда это будет практически заводской экспонат. Пока есть время на размышления.

*

Константин С.

  • Новичок
  • *
  • 17
  • 0
    • Караганда, Казахстан
думаю всё получится.
И всё получилось, но обо всём по порядку...

Отвечу на свой вопрос
за исключением диапазона от 65 до 75 км/ч на 4 передаче, там при очень плавной подаче
топлива(либо зафиксировав акселератор в этом положении) с нагрузкой, например под сопку, появляется резкий рокот
Четвёрный шатун был вытянут и на поршне отметины от продолжительного касания клапанов. Это было слышно на сильно прогретом моторе на хх и только периодически(2 минуты нормально работает, сек 10 цокает), звук похожий на неисправный гидрокомпенсатор, который я не мог найти.


Обратите внимание, на клапане отпечатки маркировки поршня
коды присвоить не сможете
Коды присвоились.

Нет. У них еще разные клапана 621 и 622 а также разные проставки и коды, но учитывая что вы применяете китайские запчасти(главное что бы мотор завелся), то для вас это не принципиально. А ведь частенько попадаются форс. после умельцев где 621->622.

Добавлено спустя некоторое время  На прошивку 2.0 не встанут коды от 2.2 евро4, в общем по вашей схеме вряд ли что получится.

Форсунки 601 и 701 отличаются и клапанами и распылителями, так что о присвоении кода говорить сложно, стенд присваивает код согласно каталожного номера форсунки , несоответствие деталей- несоответствие подач

У 601д евро3 форсунки клапана идентичны 501\504z. Но проставки действительно разные и другая пружина иглы распылителя. В общем в форсунки 501z встали расылители от 601d и 701d, по 2 каждой как планировалось и присвоились коды как 601d. На всякий поставил парные форсунки с одинаковыми распылителями в 1-4 и 2-3 цилиндры, что при порядке вспышек 1-3-4-2 должно уравновешивать друг друга.

Ок, тогда разница в распылителях такова, разные диаметры сопел, разные углы распыла, именно поэтому есть разница в поршнях, в самом поршне другая вихрекамера

Я так понял, что вихрекамера в поршне другая по другой причине: при одинаковом диаметре цилиндра и большем ходе поршня у 2.2 мотора в поршне увеличили в диаметре вихрекамеру чтобы степень сжатия осталась на прежнем уровне.



А с прошивкой вопрос отпал: после долгих поисков было установлено, что топливные карты для обоих моторов идентичны. А большая производительность распылителей для 2.2 обусловлена тем, что у них 7 дюз распыла против 6 у 2.0 версий. При равном времени впрыска из 7 наливается больше. Это стало мне ясно после того, что 2 недели после сборки мотора, пока я ждал пружины игл распылителей, я ездил на 501 форсунках и езда никак не соответвствовала ожиданиям. Тяга у мотора практически была как и раньше, только рокот исчез про который выше писал. И вот вчера наконец поставил новый комлект от 2.2 и всё стало на места, даже навалил немного хоть и на обкатке сейчас, но результат очень приятно удивил!

Всем спасибо за идеи, мысли, доводы и убеждения!


Добавлено спустя некоторое время 
Вот это меня порадовало очень


А в ноябре было так:

« Последнее редактирование: 14 Мая 2015, 20:42:21 от Константин С. »

*

Константин С.

  • Новичок
  • *
  • 17
  • 0
    • Караганда, Казахстан
На прошивку 2.0 не встанут коды от 2.2 евро4
Забыл совсем об этом, а почему не встанут? Там же c2i код, я пробывал прописывать код от 701d и он сохранялся.

*

Dizelraf

  • Ветеран
  • *****
  • 2546
  • 276
    • Самара,Россия
"Четвёрный шатун был вытянут и на поршне отметины от продолжительного касания клапанов. Это было слышно на сильно прогретом моторе на хх и только периодически(2 минуты нормально работает, сек 10 цокает), звук похожий на неисправный гидрокомпенсатор, который я не мог найти."
Честно говоря,ни разу не сталкивался с вытянутым шатуном :)Да и не могу представить процессы в двигателе,которые могут это сделать :o    Такое возможно только при износе сопряжения палец-шатун-поршень,или износе нижнего вкладыша шатуна. Достаточно касания клапана с поршнем всего в 0,001 тысячную при оборотах ,когда возрастают силы инерции--и буквы отпечатаются на клапане. И стук будет слышен.

*

тубабу

  • Гость
Равиль не тебе рассказывать, просто при сборке не производился замер выступа поршня или производился но точности измерения не придавалось внимание.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Забыл совсем об этом, а почему не встанут? Там же c2i код, я пробывал прописывать код от 701d и он сохранялся.
пропишется только в случае, если эти форсунки входят в одну группу кодирования.
   Вопрос в другом: а зачем все эти шаги, если код все равно подведет под ОДИН УРОВЕНЬ все ваши отклонения, которые вы хотите получить? С учетом того, что он нивелирует отклонения по подаче за счет отклонения длительностей импульсов. То есть сознательное нарушение процессов смесеобразования и сгорания.

Добавлено спустя некоторое время 
Равиль не тебе рассказывать, просто при сборке не производился замер выступа поршня или производился но точности измерения не придавалось внимание.
поставили прокладку головки блока от балды, без измерений - вот и получили результат. А причину дефекта списали на вымышленное удлинение шатуна.