Тематические форумы => FAQ => Ремонт двигателей => Тема начата: Kudrik от 21 Июня 2013, 14:57:34

Название: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 14:57:34
Вопрос собственно в заголовке.
Почему нельзя смазывать фторопластовый (тефлоновый) новый сальник (его кромку) при установке на вал? Якобы может потечь. Речь про сальник без пружинки. В некоторых мануалах так прямо и указано-"не смазывать!!".
Может это уже раньше обсуждалось? Что думают по этому поводу уваж. присутствующие?
Имею свою версию причины .
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: alex diesel spb от 21 Июня 2013, 16:28:56
ИМХО в мануалах много чего пишут, например, что категорически нельзя обрабатывать плоскость вихрекамерных дизельных головок. Так что может быть это указание от какой-то перестраховки.
Фторопластовых сальников я встречал не много. Пожалуй только на реношных маслосъемных колпачках,  на компрессорах, которые работают без смазки, да на барабанах стиральных машин. Фторопласт, сам по себе, обладает очень низким коэффициентом трения и в смазке особо не нуждается.
Когда я сам химичил что-то и придумывал как вариант уплотнения из фторопласта, то у меня сложилось впечатление, что с маслами фторопласт не очень-то дружит. Поэтому интересно где ставится вопрошаемый сальник.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 16:47:42
Александр Юрьевич. Такие сальники стоят например на VW. На кол/вале. И перед и зад. Модели перечислять нет смысла. На многих. Это речь идёт про сальник чёрно-сероватого цвета(без пружинки). Там применяется фторопласт с графитным наполнителем. Вы должны были встречать такие сальники. Да многие их видели.
С маслами этот сальник просто обязан дружить. Для того и создан.

Мой вопрос имеет под собой основу. И завод возможно и верно рекомендует.

Подождём ещё ответы.

Добавлено спустя некоторое время 
З.Ы. Часто к таким сальникам(PTEF/TFM (политетрафторэтилен или тефлон)--- существуют их близнецы (обычные, резино-металлические , с пружинкой).
И частенько их и ставят. Мотивируя это тем , что фторопластовый сальник капризный, что мол может потечь, сразу после установки.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: i_edgars от 21 Июня 2013, 17:07:15
1. Фторопласт самосмазывающиеся материал и смазка ему не нужна! Очень устойчив к истиранию, но ножом резать можно как масло. Фторопласт не боится ни какого масла.
2. Ближе всего это не сальник а манжета.

Предупреждение - если фторопласт каким-то образом обрабатывается )токарный станок фрезерный, наждак итд), и если руками брали стружку фторопласта то нельзя после этого ни есть ни курить, если тчательно не помыть руки. А также во время обработки фторопласта нельзя курить! Воприкасаясь с открытым пламенем и при нагреве выше определенной тепмературы из него начинает выделятся пары синильной кислоты.... той самой которой немцы в концлагерях травили людей.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 17:32:31
Это понятно, что фторопласт не нуждается в смазке.
Перезадам вопрос иначе:
"Для чего (с какой целью) завод предупреждает "Не СМАЗЫВАТЬ!" кромку сальника. И рекомендует протереть насухо шейку кол/ вала".

На абслютно разных форумах встречал одинаковый вопрос : "Почему сразу потёк PTEF/TFM сальник??" И там же стартопику задают вопрос " А ты сальник смазывал, ДА? . Так вот его мол нельзя было смазывать!." Мол вот и причина.



Добавлено спустя некоторое время 
Но нигде в сети не встречал конкретного объяснения , почему нельзя мазать маслом.
Ведь не в целях же экономии и санитарии ??
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: alex diesel spb от 21 Июня 2013, 19:29:05
Цитировать
Александр Юрьевич. Такие сальники стоят например на VW.
Конечно, я многократно имел дело с такими сальниками, только никогда не задумывался, что это фторопласт. И вообще у меня в сознании фторопласт и тефлон были разными материалами.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 20:05:07
Александр Юрьевич. Это просто разные торговые названия.
Дам маленькую подсказку.
Кто задумывался , за счёт чего плотно поджимается рабочая кромка сальника PTEF/TFM ?
Ответ "упругость" принимается только частично. Поскольку и у резины, и резино-пластиковых композиций тоже вроде есть упругость. И тем не менее в 95% случаев ставят ещё и пружинку.
Так вот , какое-такое явление заменяет в тефлоновом сальнике поджимную пружинку?
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: i_edgars от 21 Июня 2013, 20:25:18
...у меня в сознании фторопласт и тефлон были разными материалами.
Сам фторопласт имеет разные модификации! Один при нагреве выделяет синильную кислоту, другой смазывается, а третьим покрывают сковороду чтоб не пригорало.
А Фторопласт и тефлон это одно и тоже.

А по вопросу - понятия не имею и ни когда не сталкивался с этим.
Может задать вопрос сразу разработчикам или дилерам сальника или фторопласта?

Добавлено спустя некоторое время 

Так вот , какое-такое явление заменяет в тефлоновом сальнике поджимную пружинку?
С пружиной это сальник, а без манжета - у них разная физика работы (удержания масла) и ни какой связи с фторопластом. Фторопласт ставят по другим причинам - температура, изтирание, агресивная среда итд.
В гидравлических системах ставят манжеты и при их давлениях в несколько сот бар держат отлично даже без потения!
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 21:02:51
Цитата: i_edgars
С пружиной это сальник, а без манжета - у них разная физика работы (удержания масла) и ни какой связи с фторопластом. 

Так связь моего вопроса с фторопластом---наипрямейшая. Нет такого явления у резино-металлических сальников (с пружинкой)
Я бы не осмелился просто так морочить голову присутствующим.
Поэтому прежде нашёл подтверждение своей догадке-версии.
Это явление присуще не только изделиям из фторопласта. Но и некоторым другим материалам. Но суть его одна и та же.

З.Ы. Давайте будем называть этот сальник , как Вам угодно. Я ничего против не имею. Да хоть "уплотнение",  по-немецки.




Добавлено спустя некоторое время 
Цитата: i_edgars
А по вопросу - понятия не имею и ни когда не сталкивался с этим.
Может задать вопрос сразу разработчикам или дилерам сальника или 

Вот Вы зря злитесь. Я ведь сам тоже тоже не сильно заморачивался над этим. Но когда-то один человек подсказал мне , как правильно (по его понятиям) надо ставить такие сальники (не в масле дело). А я тогда задумался , почему так происходит. Что за явление такое.
Вот и появился мой вопрос. Можете Считать , что это викторинка в мусоре.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Валерий Алекс от 21 Июня 2013, 21:36:39
Интересное дело, викторина на помойке :o
Предположу, что это уплотнение как бы присасывается к поверхности вала на молекулярном уровне.
А если помазать сальник маслом, то оно (масло) будет мешать этому процессу.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 22:00:18
Цитата: Валера45
Предположу, что это уплотнение как бы присасывается к поверхности вала на молекулярном уровне.
А если помазать сальник маслом, то оно (масло) будет мешать этому процессу.

Добрый вечер. Нет это не то явление.

З.Ы. Не ждите , что это будет хигиса бозон. Это явление известно лет сто (а может и тысячу). И КАЖДЫЙ присутствующий слышал про него, сто раз.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: GusevLebedev от 21 Июня 2013, 22:27:15
Вечер добрый! Сергей, это явление похоже на свойство полимеров - термоусадку. После усадки трением о сухой обезжиреный вал формируется правильный обжим вала сальником, его маслосгон в дальнейшем не пускает масло в зону трения,а давление картерных газов помогает обжимать вал. ИМХО.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 21 Июня 2013, 22:35:49
Добрый вечер и Вам. Ответ принимается на 90%
Только назовите правильно это явление (так как я это нашёл в сети), и считайте , что ВЫ выиграли на все 1000.

З.Ы. Прошу это не из вредности. А чтобы было понятно, что это явление присуще ФТОРОПЛАСТУ не потому , что он ПОЛИМЕР .
А потому , что он модифицирован наполнителем (графитом). И , соответственно, имеет уже в своём составе кристаллическую решётку.

А сто-двести лет назад полимеров ещё не было. А явление было.

НО ,В любом случае , ВЫ угадали.

 
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: amon от 21 Июня 2013, 23:30:30
Если Вы намекаете на то, что у графита отрицательный козффициент теплового расширения, то это не совсем так. В направлении.. ээ.. как бы это без выпендрежа.. плоскости чешуек это так, но в перпендикулярном направлении у него все как у людей - при нагревании расширяется. То есть Вы хотите сказать, что сальник армирован  ориентированными чешуйками графита?
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: alex diesel spb от 21 Июня 2013, 23:37:03
Ну, скорее всего явление это родственно эффекту памяти молекулярной (кристаллической) решетки у некоторых сплавов.
Тема очень на мой взгляд интересная и когда все устаканится я лишнее выкину из нее и перенесу в ФАК.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: amon от 21 Июня 2013, 23:50:20
Цитировать
Ну, скорее всего явление это родственно эффекту памяти молекулярной (кристаллической) решетки у некоторых сплавов.
Все проще. У графита шестиугольная решетка со слабыми связями между слоями. Поэтому амплитуда тепловых колебаний в направлении, перпендикулярном слоям большая, а связи в слое жесткие, вот при нагреве слой и сжимается.
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: Kudrik от 22 Июня 2013, 00:11:13
Цитата: alex diesel spb
Ну, скорее всего явление это родственно эффекту памяти молекулярной (кристаллической) решетки у некоторых сплавов.

Последнее слово за кардиналом :) :)

Так оно и есть.
Я догадывался , что нагрев напрямую связан со сжатием сальника. Но подтверждения как бы не было.
Потом взял и набрал наугад в Яндексе: "Температурная память тефлона (фторопласта)". А он и выдал сразу ответы. Тогда я уже осмелился задать вопрос здесь.

З.Ы, А тот мой хороший знакомый , как раз и советовал (для гарантии-уверенности) после установки сухого сальника прогреть его эл. феном.
А дилеры-шмилеры-мануалы, про фен молчат (как партизаны).
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: i_edgars от 22 Июня 2013, 11:07:53
Вот Вы зря злитесь.
Я и не собирался злиться! А на полном серьезе ПОСОВЕТОВАЛ задать первоначальный вопрос дилерам или производителю материала.
Ни один из нас не специалист в этой области и все разговоры будут на уровне вроде-бы или мне кажетса.

Добавлено спустя некоторое время 
Феном на полной мощности нельзя!! Начнется процесс разлагания материала. Фторопласт перед установкой вполне достаточно согреть в кипятке (воде).
Название: Re: Почему нельзя смазывать фторопластовый сальник?.
Отправлено: alex diesel spb от 22 Июня 2013, 11:22:59
Так вот этого-то , скорее всего, делать нельзя - он от этого съежится (сожмется).
Очень интересно получилось. Даже выбрасывать ничего не буду. Отправляю в ФАК.
Название: Профессиональный монтаж сальников PTFE
Отправлено: Dieselas от 17 Июля 2013, 20:54:29
Инструкция от ELRING по монтажу сальников PTFE.

Интересный момент:

"Для того чтобы высокоэффективные сальники из PTFE оптимально выполняли свои функции, время выдержки после монтажа должно составлять не менее 4 часов."

Можно добавить это в соответствующую тему в FAQ.

Название: Re: Профессиональный монтаж сальников PTFE
Отправлено: Kudrik от 17 Июля 2013, 22:32:31
Поддержу. Прошу Александра Юрьевича объединить эту тему, с моей темой. И будет полный комплект.

Уже После отправки моей темы в FAQ , я накопал ещё немного про эти сальники. А добавить не вышло.
Наткнулся на интересную страничку инженера-гидравлика.
http://www.mcnallyinstitute.com/
Стаж работы по насосам и сальникам аж с 1951 года. Несколько лет проходИл механиком-гидравликом на атом. подлодках США. Короче , мужик на этих сальниках не одну собаку съел.
Гугль переводит криво техн. текст. Я долго силился, пока понял смысл написанного.
Вот там, в нижних ссылках, он отвечает на вопросы читателей. Объясняет много тонкостей в сальниковых вопросах.
Так вот, конкретно к паре "графит-сталь", он пишет , что для первой приработки , и дальнейшей работе , для этой пары ВООБЩЕ НИКАКАЯ смазка не нужна. Единственно , что приветствуется --это обычная сырая вода. Или просто сухие , чистые поверхности.
Потому, что в момент притирки происходит отслоение чешуек графита от основы сальника, и вкрапление этих чешуек в поры на поверхности вала. В дальнейшем будет обеспечен оптимальный контакт в паре.
Да , происходит нагрев пары, но для карбон-тефлона это не критично.
Даже поверхность вала (под пару "сталь-графит") не должна быть сильно полированной. Наоборот требуется определённая шероховатость (чистота до какого-то там класса, и не выше).
И даже поверхностное упрочнение (закалка) вала (под сальник) не рекомендуется, тоже есть объяснение.
Так, что выходит не зря (в некоторых мануалах) пишут про запрет смазки.