поездка на родину отца

  • 36 Ответов
  • 3147 Просмотров
*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
поездка на родину отца
« : 25 Февраля 2021, 19:24:22 »
Для тех, кто зашел по ссылке и совершенно не ориентируется в форумах: мне пришли сообщения с просьбой продолжать писать впечатления о поездке. Не переживайте - пишу. На всякий случай, посмотрите в самый верх, там, где написано название темы "Поездка на родину отца". Вверху, слева. Там, над этим заголовком написано "Страниц"  и цифры 1,2. Нажмите на цифру два, это вторая страница, там продолжение рассказа. Стараюсь каждый день сбрасывать по листочку, может быть страниц будет и больше.
Извините, выделил красным цветом лишь с целью, чтобы вы обратили внимание.

просьба сильно не "пинать". Что на сердце было - теми впечатлениями и поделюсь. Кому не интересно - можете не читать. Буду сбрасывать по страничке раз в день или в два дня. Если будут комментарии - можете писать. Чуть позднее отделю их в отдельную тему, чтобы не захламляли сам сюжет.

С возрастом большинство из нас изменяется. Речь не о внешности, а о внутреннем мировоззрении и восприятии некоторых аспектов, на которые в молодости, да, порой и старше, мы не обращаем особого внимания, считая их сентиментальностью и не заслуживающими внимания. И только гораздо позднее начинаем понимать, что именно они гораздо важнее, чем вся та бытовуха, которая окружает нас каждый день.
Для начала небольшое вступление. Своих дедушку и бабушку по отцовской линии никогда не видел, они умерли еще до того, как я появился на свет. Когда был моложе, хотел съездить на родину отца, но, честно признаюсь, особого рвения не проявлял. И до смерти отца сделать это так и не получилось. А в конце прошлого года что-то во мне проснулось, очень захотелось все же посетить родину своих предков, тем более, что посмотреть действительно было на что. Речь не только о природе, а она, как оказалось, там уникальна, но, кроме этого, хотелось воочию почувствовать родственные связи. Вот здесь самое интересное. Дело в том, что большинство знает свою родословную обычно до имени своего деда, мне же повезло в этом отношении. Моя тетка Елизавета Петровна в семидесятых годах прошлого века вместе со своим двоюродным братом Кузьмой Григорьевичем специально ездили в Керчь к своей тетке, которой было в то время уже 96 лет, при этом она была в здравом уме и с отличной памятью, и записали с ее слов историю села Бур Катанского района Иркутской области, а также все родственные связи фамилии Кузаковых. Основателем села был мой пра-прадед, это было в 1820-24 году. А первые упоминания в архивных источниках о появлении Кузаковых на севере Иркутской области относятся к шестнадцатому веку.
При всех этих возможностях, я сильно не влезал во все эти родственные связи. Ну есть родственники и есть, а их действительно много.  Когда был отец, все хотелось посидеть с ним, попросить, чтобы он рассказал о своей молодости, поставить магнитофон и записать все его рассказы. Тем более, что послушать и записать реально было что. Да так и не получилось, у большинства, скорее всего, точно такая же ситуация. Обращаюсь к вам от всего сердца: не теряйте время, не ждите, когда у вас появятся свободные минуты, поговорите со своими родными, запишите их рассказы. Упустите такую возможность – второй такой возможности у вас может и не быть. И ваши дети никогда не узнают о ваших отцах, матерях, дедах, бабушках и т.д. А ведь история повторяется. Ваши правнуки не будут знать о вас, вы просто «канете в лето», потеряетесь во времени, ваши потомки не будут знать даже вашего имени. Да и сами вы станете людьми «без рода и племени», если не будете знать как звали ваших предков.
   Короче, созвонился с двоюродным братом, его брат, профессиональный охотник, живет с женой в Буру. Они согласились принять нас и все показать. Но я до последнего не решался ехать. Во-первых, это 1000 км на север от Иркутска до Усть-Кута по хорошей асфальтированной дороге, а затем еще 300 км опять же на север, из них почти половина – по зимнику. Во-вторых, зима, а у нас морозы – не как в европейской части. Нам с женой не привыкать ездить на очень большие расстояния, не раз приходилось за поездку проезжать до 17-18 тысяч километров, но по зимнику до этого никогда не ездили, поэтому, честно скажу, небольшой мандраж был. Расспросил о дороге, просмотрел все варианты маршрута, скачал карту, установил навигатор, проверил на компьютере правильность прокладки маршрута до самого конца. Пробил погоду на неделю, вроде бы все нормально сходилось – в течении недели температура в Иркутске должна была быть в пределах (-) 10 – (-) 20 градусов. Прикинул, что в северных районах должно быть градусов на 10 ниже. Минут 30 – это, в принципе, не такая уж и низкая температура, вроде бы не страшно ехать (каким же наивным я был!!!). Но вот зимник – это уже гораздо серьезнее. Большинство, возможно, знает хотя бы «понаслышке», что это такое. Для тех, кто не знает, зимник - это дорога, которая функционирует только в зимнее время года. В остальное время года – она непроходима для подавляющего большинства транспорта, за исключением гусеничных вездеходов. Даже грузовые колесные вездеходы с приводом 6x6, типа Камаз, Краз  или ЗИЛ 157 по этим дорогам не пройдут. Это сплошные топи и болота. Функционировать зимники начинают обычно с середины- конца  декабря, по конец марта-начало апреля. Если не уложиться в этот интервал – есть риск оставить машину на зимнике до следующего года или же транспортировать ее каким- то очень серьезным средством.




Добавлено спустя некоторое время 
   Чтобы не «грузить» людей нашим ожиданием прибытия в определенный день, решили, что доедем до Усть-Кута, туда нам нужно было по личным причинам, а дальше – как получится. Поедем по зимнику, если дорога будет очень тяжелая – развернемся и вернемся обратно.        Выехали из Иркутска уже поздновато, после четырех часов дня, в Братске (шестьсот с лишним километров) были уже после полуночи, переночевали возле заправки, а утром еще затемно поехали дальше. В принципе, ничего необычного до Братска нет, обычная дорога, обычная природа, почти как в Иркутске: сосна, иногда береза попадается. В Братске пересекли Братскую ГЭС, третья по мощности в России, достаточно большая высота. Сам город очень сильно разбросан территориально. Но как только направились в сторону Усть-Кута, природа начала понемногу меняться – стала появляться ель, но все же не так часто. Много леспромхозов, лес вывозится в очень большом количестве. Временами видны огромные вырубки, где лес просто наголо вырезан. Очень сомневаюсь, что здесь занимаются восстановительными работами по посадке деревьев на этих участках. Все делается по принципу – урвать побольше. Понравился транспортный узел Видим по дороге. В Усть-Кут к родственникам приехали перед обедом.  Из Усть-Кута выехали в три часа дня. Природа начала на глазах меняться.
Оторвусь на немного от рассказа. Мне вспомнился один эпизод из жизни конца семидесятых годов. Помню, что учился еще в школе и как-то прочитал в газете или журнале, уже не помню точно, географические задачки. Все вопросы уже не помню, но почему-то в голову врезался один: какое самое распространенное дерево? Причем не в России, а в Советском Союзе. Тогда слово Россия отдельно от Советского Союза вообще крайне редко употреблялась. Думаю, что это было обусловлено чисто политическими аспектами. Кто постарше, наверное, это помнят. Ладно, не об этом речь, а о природе. Недавно задал этот же вопрос друзьям, он оказался относительно трудным для большинства. А вообще интересно: многие ли с первого раза смогут правильно ответить на него? По крайней мере меня этот вопрос тогда сбил с толку, я не смог правильно ответить на него. Тогда я посчитал, что самыми распространенными деревьями являются сосна и береза. Оказалось, что ошибался и причем серьезно. Самыми распространенными являются лиственница, ель, сосна уже после них. Тогда я не понял: почему так? Спросил у отца, он объяснил, что лиственница и ель действительно являются самыми распространенными деревьями, поскольку ореол их произрастания – практически вся Сибирь, Якутия и северная часть Дальнего Востока, ну и в европейской части на севере. Тогда я поверил отцу на слово, но осознать сам смысл сказанного не смог, просто по причине того, что не понимал истинных размеров ни Советского Союза, ни России. Доходить это до меня стало гораздо позднее, когда проехал Россию с самого востока до запада. Но даже когда стал осознавать ее размеры в длину, все равно не понимал, почему лиственница и ель – самые распространенные деревья, поскольку во всех этих поездках никогда не видел, чтобы ель и лиственница были хоть в какой-то мере значительно распространены. Буквально на днях воочию понял – почему же это именно так. Только когда приехал на родину моих предков.
   После Усть-Кута природа действительно начала меняться. Стали гораздо чаще появляться ель и лиственница, но особенно это проявилось, когда начали подъезжать к цели самого маршрута и свернули уже непосредственно на сам зимник. До деревни оставалось около ста километров. Сам вид окружающего леса также изменился. Если до этого на деревьях было не очень много снега, собственно, как и во всех других регионах, то здесь буквально на глазах стало видно, что практически все деревья покрыты шапками снега. Сначала увидел, но не осознал почему так, просто обратил внимание, что лес стал каким-то красивым и нарядным, словно в снежных шубах. Как в сказках или в фильмах, но в фильмах обычно специально подбирают момент, когда снег только выпал и все нарядно. А через день или два подует ветер, весь снег осыпется и стоит голый лес, ну или его совсем немного на хвойных деревьях. Думаю, что все это видели много раз у себя. Но здесь снежные шапки на деревьях здоровенные, непривычно это. Понял причину уже когда приехал в деревню, при движении в автомобиле этого не понять – ветры там не частые и снег с деревьев сдувает очень редко. Вот красота и создается натуральная, а не искусcтвенная. А когда едешь ночью, то эти огромные сугробы на деревьях и бревнах, лежащих вдоль дороги, в свете фар от автомобиля создают иллюзию, что попал в какое-то сказочное царство и из леса начинают выползать разные чудовища. То змея какая-нибудь ползет, то заяц сбоку от дороги, то медведь. И все здоровенные, и белые. 😊 Не страшно, просто очень забавно. Но это когда в машине, в тепле, и свет от фар заливает все пространство перед тобой. А потом задумаешься: а если не в машине в тепле сидишь, а по дороге ночью зимой пешком идешь и рядом волки бы завыли? Как себя бы чувствовал? Наверное, не очень приятно было бы.  Кстати, про волков и медведей еще расскажу позднее. Городской житель к такому не привык, да и в деревнях такого практически не увидишь.
« Последнее редактирование: 14 Марта 2021, 08:34:47 от dieselirk »

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #1 : 26 Февраля 2021, 20:00:29 »
мне на две ошибки указали в тексте.  :) Особое спасибо Андрею Александрову! :)
- 16-ый век это 1500 - 1599 годы, а с 1600 начался 17-ый век, у тебя же предки вряд-ли раньше Похабова сюда прибыли, а он Иркутский острог вроде в 1661 основал, даже Братский (1631 г.) или Верхоленский (1644 г.), т.е. все в 17-ом веке! :)
Действительно 17 век, упоминания затрагивают начало - конец тысяча шестисотых годов.
- "...вы просто «канете в лето»..." - надо "канете в Лету" (Ле́та (греч. Λήθη, «забвение») — в древнегреческой мифологии река забвения, одна из пяти рек (вместе со Стиксом, Ахероном, Кокитосом и Флегетоном), протекающих в подземном царстве Аида).

Добавлено спустя некоторое время 
Ладно, отвлекся немного. Про саму дорогу еще немного расскажу. Примерно две трети дороги из Усть-Кута,  в принципе, достаточно хорошая дорога, вначале вообще асфальт, затем, скорее всего, накатанная гравийка, под снегом не совсем понятно, по чему едешь. На джипе километров 90-100 и даже выше можно держать по асфальту даже с учетом того, что очень часто он укрыт под снегом, по гравийке  чуть меньше, но некоторые участки крайне скользкие и на спуске и крутых поворотах лучше серьезно, в разы, снижать скорость. По дороге туда видели две перевернувшиеся фуры, на обратном пути – было еще две. Один раз на крутом спуске сам испытал «очень приятные» ощущения, когда впереди медленно ехал здоровенный грузовик и начал притормаживать из-за стоящих по бокам фур. А я как раз догонял его, у меня вроде бы и скорость была небольшая, порядка пятидесяти-шестидесяти километров, но спуск был очень крутой, гололед, лишь немного присыпанный гравием, и когда стал притормаживать, понял, что «Прадик» не тормозит и начинает очень даже не плохо догонять этот грузовик. Не помогают ни новые шипованные шины «Пиррелли» самой новой модификации, ни АБСка. Начинаю стремительно сближаться с грузовиком и понимаю, что вот-вот въеду в его зад. Оставалось всего метра полтора-два до «поцелуя». Хорошо, что грузовик не остановился, а продолжал медленное движение вперед, это и спасло. Сразу же вспомнилось, что не зря не пожалел денег на самую крутую зимнюю резину. И вам советую того же. Купил бы качеством похуже – неизвестно, что произошло бы. Думаю, что в реальности подобных ситуаций было бы намного больше, если бы резина была менее качественная.
Если брать в целом, обычная дорога не очень интересна, всем это привычно, также, как и просто зимняя дорога. А вот зимник – уже другое.
   Зимник.
Если честно, я думал, что это намного серьезнее и страшнее. 😊 Фантазия рисовала мне картины, что даже на джипе нам придется ехать по нему со скоростью в лучшем случае 15-20 км\час. А может даже буксовать, откапываться и так далее. Особенно опасался последних десяти километров, когда придется съезжать с зимника и ехать непосредственно к деревне. Понимал, что поскольку там транспорта вообще нет, то и наезженной дороги может вообще не быть. С другой стороны, уже проехав этот путь, ни в коей мере не хочу сказать, что зимник – это обычный выезд на природу подышать свежим воздухом, пожарить шалыки. Больше того, отлично понимаю, что фактически мы одолели совсем малюсенький кусочек. По реальному ЗИМНИКУ, а не по тому участку, что было после плаката «зимник», мы проехали всего лишь километров семьдесят-сто. Это тот километраж, который в реальности летом непроходим. Сам же зимник длится 2200 километров, это если судить по километражу на придорожных столбах. А идет он на Мирный и Якутск. До Мирного из Бура еще примерно 800 километров.
Второе, чего я опасался – то, что движения там практически не будет. Предыдущий опыт поездок на большие расстояния в сторону Дальнего Востока как бы наводил на подобные ассоциации. Один раз, когда мы возвращались из Владивостока в Иркутск, как раз перед открытием магистрали Хабаровск - Чита, помню мы ехали по Амурской или какой-то другой области. Дорога была просто прекрасная. И неспроста, через день после нас по ней проехал Путин на Ладе-Калине. 😊 Так вот помню, что мы тогда держали скорость в основном порядка 140-160 км в час и при этом нам в лучшем случае попадалась одна встречная машина в три часа. Это летом, на прекрасной асфальтированной дороге, днем. А здесь зимник, зимой… Короче, ожидал, что в лучшем в случае в день встречу две-три машины, если повезет. Денис, сын Валерия, к кому мы ехали в деревню, говорил, что машины там ездят достаточно часто и сам он ездит туда на обычном Тойота Пробокс. Но как-то мало в это верилось, опасения были достаточно сильные, честно скажу, сомневался. А здесь едем и через каждые пять-семь минут встречная машина или сразу три-четыре машины, постоянно нагоняем и обгоняем попутные. Подавляющее большинство – грузовые, фуры, лесовозы, легковые встречаются достаточно редко. Очень много бензовозов. Короче, в основном дальнобойщики.


Добавлено спустя некоторое время 
Про саму дорогу, именно про зимник. Дорога стала уже совершенно другая. Да, в каждую сторону по полосе, но полосы уже совершенно другие. В большинстве случаев – это две продавленные  в утоптанном снеге колеи под грузовые автомобили, землю практически не видно. Горб между колесами на каждой полосе сглажен, возможно, что периодически его срезают бульдозером или какой-то другой техникой, но чаще всего видно, что срезан он от контакта с задними мостами дальнобойщиков. Понимаю, что легковые автомобили по этой колее в большинстве случаев просто так не пройдут. Только если пропускать сами следы от колес дальнобойщиков под своим автомобилем, а самим ехать одним колесом по горбам, а вторым или по краю дороги, или по середине между горбами. Даже мне на джипе ехать по колее не хотелось, хотя клиренс достаточно большой, ехал именно по краю или наоборот, посредине дороги. В принципе, скорость при этом можно держать достаточно неплохую – до пятидесяти-шестидесяти километров, но если начинаются кочки – приходится снижать до двадцати. Дальнобойщики идут со скоростью почти такой же, лишь немного ниже – порядка тридцати-сорока, на некоторых участках и до пятидесяти могут разгоняться.
   И вот здесь начинается не самое приятное. Сама трасса – это результат грейдеровки в начале каждого сезона зимника сначала просто земляного полотна, а затем в течении зимы – снега, который выпадает на эту трассу. В результате, с каждой стороны дороги возникает здоровенный снежный холм, тянущийся вдоль всей трассы, высотой почти по грудь человека. В этом ничего проблемного нет, это своего рода ограждение с обеих сторон трассы. Проблема возникает из-за другого. Сама трасса в течении сезона приобретает форму полукруглого корыта, когда средняя часть дороги самая низкая, а по краям она завышена. В результате, когда машина идет по своей полосе, ее верх наклоняется во внутреннюю сторону дороги к встречному транспорту. У легкового транспорта и небольших грузовиков это не особенно заметно, но когда навстречу идет фура или лесовоз – это не просто отлично видно, это становится неприятным. Машина начинает так наклоняться на встречную полосу, что кажется, что вот-вот, и груз, и сама машина перевернется на тебя. Дело в том, что дальнобойщики по зимнику едут не очень-то снижая скорость, даже когда попадаются встречные машины, в результате поперечная раскачка у них очень большая и на неровной дороге, когда, предположим, здоровенный тягач с лесом начинает наклоняться на тебя – начинаешь думать только о том, чтобы как можно быстрее проскочить возле него. Когда уже приехали в деревню, мне сказали, что мои опасения были обоснованы. Нам рассказали про случай, когда большегруз раздавил встречную маршрутку, срезав ей крышу, были погибшие.
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2021, 16:02:54 от dieselirk »

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #2 : 28 Февраля 2021, 12:22:55 »
   К отвороту с зимника к деревне подъехали уже затемно. Ошибиться невозможно, там несколько деревянных строений, где можно поесть, отдохнуть и даже сходить в баню. Называются такие места пикетами, создаются именно для остановки и отдыха дальнобойщиков. Останавливаться здесь мы не стаи и решили ехать до деревни. Оставалось чуть больше девяти километров. Сначала была двухполосная дорога, значительно менее накатанная, чем сам зимник, но для движения вполне пригодная. Километров через шесть она разделилась на две. По направлению движения понял, что нам сворачивать на ту, которая наезжена значительно меньше. Кроме того, она была еще и однополосная. Свернули на нее. Еду и начинаю осознавать, что абсолютно не понимаю логики поведения для данного конкретно случая – я никогда не ездил по одноколейной дороге. Ну ладно, когда это чисто в лесу, там практически никогда не бывает машин и вероятность встречного движения мизерная. Вначале подумал, что скорее всего, должны быть предусмотрены какие-то расширения дороги для двухстороннего движения для того, чтобы можно было в конце концов одной из машин спятиться назад, чтобы им разминуться. А тут их нет. Вообще нет. И только два раза увидел, что одна из машин съезжала с дороги, причем рядом с дорогой очень глубокий снег, существенно больше, чем по колено. То есть тот, кто съезжал, очень сильно рисковал забуксовать и вообще не выбраться из этих сугробов. Я тогда так и не понял логики, как они передвигаются по этой дороге, как разъезжаются, если встречаются. Об этом нам рассказали уже в деревне.
   Задачка чисто на сообразительность: сможете сказать, как поступают местные, да и вообще на северах в таких случаях? Для обычного городского жителя решение не совсем стандартное. Для местных жителей – естественное и единственно правильное.
За километр–два от деревни начали появляться ровненькие «тропинки», пересекающие дорогу и уходящие из леса в лес.  Если честно, в первую секунду меня смутило, что это может быть, но обдумывал буквально пару секунд: конечно же снегоходы. Но вот только уж слишком много было этих следов. Обычная дорога однопутная, а следы от снегоходов наоборот встречаются достаточно часто.
Заехали в деревню уже в девять часов вечера. Сплошная темнота, только слегка проступают силуэты домов, света практически нигде нет. Лена спрашивает: «Это точно Бур?» Хорошо, что внимательно просматривал карту перед поездкой и изучил маршрут. Все вроде бы сходится по направлениям, не должен ошибиться. Проехали немного по деревне, начали появляться огни в некоторых домах, но в большинстве по-прежнему нет света. Непривычно как-то по деревне почти в полной темноте ехать. Увидели свет в одном из домов, вылез из машины и пошел узнать, как найти нужных нам людей. Постучался в дверь, никто не открывает и вообще признаков жизни не видно. Пошел к светящемуся окну, постучал – опять полное молчание. Постучал еще несколько раз – безрезультатно. Понял, что бесполезно, надо пробовать стучаться в другие дома. Сел в машину, поехали дальше. Только тронулись – увидел возле одного из домов силуэт человека, то ли просто вышел из дома, то ли снег отметает, не понятно. Срочно разворачиваюсь и еду к нему. Вроде бы тропинки к домам везде есть, но когда едешь по ним - колеса наполовину проваливаются в снег. Потом уже понял, что это не тропинки – это опять же везде следы от снегоходов, но ночью разве разберешься в этом. Снегоходы очень мало проминают снег и поэтому, когда по ним едет уже автомобиль, он полностью проваливается в эти сугробы. Если бы не джип – однозначно сразу засели бы, только съехав с дороги, да так, что уже точно самостоятельно не выбраться никогда без посторонней помощи.
« Последнее редактирование: 10 Марта 2021, 06:03:30 от dieselirk »

*

maguslik

  • Ветеран
  • *****
  • 593
  • 59
    • Россия,г.Бугуруслан
Re: поездка на родину отца
« Reply #3 : 28 Февраля 2021, 15:24:37 »
 Во времена освоения Ямбурга, повозил я грузов по зимнику..там в тундре, такая дорога называется Верховуха.. по простому.. Это когда ездят все время колея в колею, и утаптывают снег, а в стороне от колеи, целина, там рыхлый снег, и он бывает очень глубоким. Ощущение будто ты едешь по двум бревнам, чуть в сторону,  и утопаешь в снегу..
 Так вот когда встретятся две машины навстречу друг другу, в целину съезжает более вездеходный, или тот, у кого груз легче.. И сьезжает в том направлении,  в котором  проехавший, может его вытащить на верховуху. Это вслучае встречи лоб в лоб, если надо кому то обогнать, то обгоняемый съезжает задним ходом в целину, а обогнавший помогает ему выбраться на верховуху..И никто не уедет, пока не вытащат друг друга.. А чистят её тоже своеобразно..ГТТ тащит волокушу, лист железа с грузом, который заглаживает все выступы, чтобы не образовывались сугробы, а по колеям снизу приварены уголки, чтобы обозначать колеи... Сразу за такой чистилкой ехать невыносимо.. Постоянно съезжаешь с колеи в целик...
 Может у вас там как то по этому алгоритму разьезжаются...

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #4 : 28 Февраля 2021, 16:58:44 »
Так вот когда встретятся две машины навстречу друг другу, в целину съезжает более вездеходный, или тот, у кого груз легче.. И сьезжает в том направлении,  в котором  проехавший, может его вытащить на верховуху. Это вслучае встречи лоб в лоб, если надо кому то обогнать, то обгоняемый съезжает задним ходом в целину, а обогнавший помогает ему выбраться на верховуху..И никто не уедет, пока не вытащат друг друга..
съезжает с дороги тот, кто имеет меньшую проходимость. То есть, если встречаются легковушка и джип, с дороги в снег съезжает легковушка. А в остальном вы все правильно описали.
На трассе остается та машина, которая имеет большую проходимость, чтобы была большая вероятность вытаскивания менее проходимой.
   И никто не уедет, пока не вытащат друг друга - это действительно закон зимника и северян.

Добавлено спустя некоторое время 
Подъезжаем к человеку и начинаю расспрашивать как найти нам Валерия Геннадьевича. Здесь к нам подходит женщина, как оказалось жена человека, которого мы так удачно встретили, и начинает расспрашивать нас – кто мы такие? Объясняю, что меня зовут Кузаков Владимир и я приехал посмотреть родину своего отца. Меня начинают расспрашивать как звали моего отца, затем деда. И говорят, что я - какой-то там троюродный ее брат по брату моего дедушки. Представляете мою реакцию – первый же встречный человек в глухой деревне, в которой я ни разу не был, да к тому же ночью – оказывается мужем моей дальней сестры, а второй – это уже моя дальняя сестра! 😊 И при этом они еще и с лёту определили родство, по кому, в каком колене и насколько оно дальнее! 😊 Не скажу, что испытал шок, но чувство было гораздо большее, чем просто удивление. Что интересно, я так и не понял тогда по кому же было родство, поскольку на тот момент просмотрел на своей генеалогической схеме только родственников по деду, а здесь оказывается родня по прадеду. Но уже за то, что нам рассказали куда проехать, мы были благодарны Аркадию и Катерине, которых так неожиданно встретили.
   Нам подробно объяснили как проехать к дому Валерия, мы развернулись и поехали дальше. Но на улице темнота, фонарей на улицах практически нет, в домах свет тоже в лучшем случае в одном из семи - десяти домов. Заблудились мы опять, пришлось вновь вылазить из машины и идти к ближайшему дому, где был свет. Подъезжать вплотную к дому не стал, поскольку, когда разворачивались перед домом Катерины, почувствовал, что «Прадик» начинает буксовать. Ползет хорошо, снег во все стороны летит из-под колес, но один раз начал буксовать, пока колеса не коснулись земли, после этого пополз уверенно. Но во второй раз рисковать я не стал, пошел к дому пешком.  Достучаться опять не получилось, полное безмолвие. Пришлось возвращаться назад к машине. Подхожу к машине, а возле нее уже стоит человек, спрашивает – не к нему приехали? Спрашиваю: «Вы не Валерий?» Короче, оказалось, что Аркадий уже позвонил Валерию по телефону и он вышел нас встречать. Пока представились и познакомились, собрались ехать к дому  – подъезжает снегоход, на нем Аркадий с Катериной. Они для подстраховки поехали вслед за нами на случай, если заблудимся. По улице подъехали к переулку, решил проехать по нему поближе к дому. Но если по улицам у них машины еще иногда ездят, то по переулкам – только снегоходы. Заезжаю в переулок и на половине проезда начинаю буксовать, поскольку снега там полно, да еще он утрамбован снегоходами. Но поочередными движениями взад-вперед пробиваю себе дорогу. Потом понимаю, что нафиг мне нужно ночью буксовать, метров двадцать можно и пешком дойти. Короче, глушим машину, выхожу из машины и проваливаюсь в снег выше колена. Неплохие сугробы, ничего не скажешь. Забираем личные вещи, закрываю машину и идем в дом. Оказывается, нас уже ждали, не смотря на то, что мы никого не предупредили. Изначально договаривались, что, когда будем выезжать из Усть-Кута и направимся в сторону Бура – позвоним, а мы не позвонили. Перед деревней же и даже в самой деревне звонить бесполезно – сотовая связь не берет. В деревне имеется спутниковая связь, местные жители могут звонить, а вот наоборот позвонить им с зимника, и даже непосредственно в деревне, с сотового телефона уже не получится.
   Что меня тогда крайне удивило: ладно, я понимаю, когда незнакомые люди объясняют постороннему человеку как проехать или пройти куда-то. Рассказали и через секунду забыли и о человеке, и вообще об этом событии. А здесь – пошли домой, позвонили встречающему, чтобы ждал. Нет, этого мало, они садятся на снегоход и едут проверять – точно ли добрались до места, не заблудились ли где по дороге. Подобный же вопрос: как у нас встречают гостей, если вам позвонили и говорят, что они вот-вот нагрянут? Обычно начинаем готовиться и ждем, когда они зайдут к вам в дом.
Здесь же все по-другому: идут навстречу, чтобы проверить не заблудились ли, не потерялись ли? И это непосредственно в деревне, а не где-то в глухом лесу, здесь вроде бы не потеряешься. Непривычно это не только для городского жителя, но даже для деревенского. Ну не укладывается это ни в какие рамки и представления о взаимоотношениях между людьми, которые существуют в наше время. Про крупные города речь не идет, там иногда вообще то отвечать на вопросы посторонних не хотят, молча проходят мимо.
« Последнее редактирование: 28 Февраля 2021, 17:14:16 от dieselirk »

*

maguslik

  • Ветеран
  • *****
  • 593
  • 59
    • Россия,г.Бугуруслан
Re: поездка на родину отца
« Reply #5 : 28 Февраля 2021, 18:29:50 »
 Мы там ездили на Зил157, мормон...Зил131, Урал бензиновый, потом пошли дизельные и камазы вездеходы..На легковушках не приходилось :) Но туда и кразы 255 самосвалы забредали.. Но как правило их колонну, сопровождал ГТТ или Кировец. По одной машине в рейс не пускали.. Минимум 2 машины,это в случае если вездеходы..

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #6 : 01 Марта 2021, 06:26:42 »
Мы там ездили на Зил157, мормон...Зил131, Урал бензиновый, потом пошли дизельные и камазы вездеходы..Но туда и кразы 255 самосвалы забредали.. Но как правило их колонну, сопровождал ГТТ или Кировец. По одной машине в рейс не пускали.. Минимум 2 машины,это в случае если вездеходы..
похоже, что у вас зимник был намного серьезнее.  :) Да и времена были немного другие.

Добавлено спустя некоторое время 
Как оказалось, это удивление было первым, но не последним. Позднее, в течении всего времени пребывания в деревне, буквально чуть не на каждом шагу, я постоянно отмечал для себя все новые и новые факты и события, которые были непривычны для нас, шли вразрез всему тому, к чему мы привыкли видеть в наше время. Постоянно всплывали ассоциации из детства, из шестидесятых годов, когда все было по-другому, не так как сейчас. То, что большинство взрослых начинает забывать или по меньшей мере для нас кажется несовместимым с привычной сейчас жизнью, а для молодежи это может показаться глупым или даже диким, пережитком чего-то древнего и канувшего в веках. На какие-то происходящие факты или события даже ассоциаций не было, в лучшем случае вспоминались рассказы отца или события в книгах писателей, описывающих события прошлых веков. Невероятно, но это так. Впечатление было такое, как если бы время раскололось и ты провалился через года, десятилетия, века. Не ровно на столько-то конкретных лет, а как будто время деформировалось и в каждом конкретно случае искривление разное. В тот момент я этого не понял, просто почувствовал какой-то диссонанс, задумываться об этом стал позднее, когда непривычные для нас факты и ситуации стали появляться чуть ли не на каждом шагу.
   Заходим в ограду, большой дом, большие сени (веранда). Открываем двери в дом, попадаем в коридор и видим здоровенную кухню, большие комнаты и вот тебе на! – здоровенный телевизор, метр по диагонали, если не больше. Я уж было подумал, что это деревня, забытая цивилизацией, и что здесь вообще может не быть не только телевизоров, но и многого другого. А здесь точно также, как и у всех, спутниковые тарелки и телевидение можно смотреть без проблем. Правда, все же оказалось, что не все идеально: днем с двенадцати до трех свет отключают, и ночью иногда тоже ограничивают подачу напряжения. Но остальное время все работает.
   Большая печь посредине дома, несколько больших комнат, все это вокруг печки. Немного непривычно, очень часто в более современных домах ее устанавливают обычно сбоку, ближе к какой-то из стен, чтобы пространство дома не уменьшать. А здесь именно как в очень старых деревянных домах, где в первую очередь думали именно о том, чтобы тепло было во всем доме даже при сильных морозах. Большущая дверца для подкладывания дров, обычно привык видеть, что она бывает значительно меньше. Сразу понимаешь, что сделано это сознательно, чтобы можно было за один раз наложить побольше дров и печь могла очень долго топиться без дополнительного подкладывания дров. На печи очень большая плита, чтобы можно было поставить на нее сразу несколько кастрюль или ведер для одновременной варки или жарки. Что удивило: на улице - мороз, а дома – очень тепло, причем воздух какой-то легкий, так и хочется сказать – воздушный, дышится свободно, не как в городских квартирах, особенно, если там еще установят электрические обогреватели. Одновременно обратили внимание, что от печки идут толстые трубы и разводка отопления по всему дому. Что еще удивило – стеклопакеты во всех окнах. То есть везде одновременно перемешались как бы признаки старого и современного.
   Встретили нас не как дальних-пре-дальних родственников, которых в первый раз в жизни видят, а как самых родных людей, которых уже долгое время не видели. Честно скажу, мы такого однозначно не ожидали. Ну не бывает такого в настоящее время и всё! Еще понимаю, когда так встретят родители, самый лучший друг, брат или сестра, и то после длительного расставания. А здесь, по большому счету, люди, которых ты никогда раньше не видел и вообще не знал об их существовании. Непривычно и непонятно с первого раза даже нам с Леной, хотя мы оба родились и достаточно долго прожили в деревне.

*

ветерок

  • Новичок
  • *
  • 11
  • 0
    • лен область
Re: поездка на родину отца
« Reply #7 : 01 Марта 2021, 17:29:20 »

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #8 : 02 Марта 2021, 06:07:58 »
мне сегодня двоюродный брат Кузаков Александр сделал два замечания:
- после прочтения фразы "дальние родственники" он сказал буквально следующее: "Родственниками не разбрасывайся! Катерина ведь тебе троюродная сестра по деду." У него была подобная же ситуация по молодости, когда при встрече со своей теткой, он употребил подобную фразу в отношении своей родни по третьему колену, и она ему сказала ту же фразу. Он и сейчас вспоминает, что ему было очень сильно стыдно тогда за сказанное.
   Александр попросил изменить фразу, но я объяснил, что писал так, как ощущал себя конкретно в тот момент встречи и все чувства - именно такие, как это происходило в реальном времени. Всё, что пишу, не литературное произведение, ни в коей мере не претендую на это. Просто пытаюсь передать свои ощущения так, как воспринимал их в момент, который пытаюсь описать.
   Но урок я получил правильный. Если бы мне сказали эту же фразу до поездки - скорее всего, она влетела бы в одно ухо и вылетела из другого. А сейчас - заставила серьезно задуматься.
- у меня написано "ореол" в отношении произрастания деревьев, в действительности же надо писать "ареал". Два совершенно разных слова. В первом случае - свечение вокруг чего-либо, во втором - территория произрастания.


Добавлено спустя некоторое время 
А взаимоотношения в деревне всегда очень сильно отличались от городских, многие об этом знают. Как правило, там всегда больше душевности и человечности. Стол мгновенно накрыли, видимо ждали, не смотря на отсутствие звонка. Татьяна, жена Валерия, удивительная хозяйка, наготовила полный стол. Обычные блюда даже перечислять не буду. Из деликатесов – пельмени, если не ошибаюсь из мяса сохатого, щука поджаренная, клюква и главное – губа сохатого. Щуку и клюкву многие ели, но вот губу сохатого, скорее всего, не многие. Вкус специфический, это не говядина, это действительно деликатес.
А потом начались разговоры о деревне, о том, как здесь живут, о нравах и обычаях, о родственниках. И начинаешь понимать, что здесь все по-другому. Абсолютно все. Волки и медведи могут ходить по деревне и это не шутка, а голая реальность. Эвенк нашел в деревне замерзшую от мороза собаку – оказалось, что это волк прямо в деревне замерз. В прошлом году, кажется, медведь пришел в деревню, разодрал железный забор у одного сельчанина. Метрах в пятидесяти лежал пьяный мужик, он его даже не тронул, видимо от пьяного сильно воняло, не понравилось. На следующий день этого медведя застрелили в деревне. Рассказали также про другой случай, когда медведь переплыл реку и тоже появлялся в деревне.
   Раз уж речь зашла про медведей. Валера рассказал, что на медведей здесь обычно не охотятся, стреляют в них только при соблюдении двух обязательных условий: если они представляют угрозу и ты полностью уверен в своем оружии. Либо стреляешь наповал, либо вообще не стреляешь. Если не застрелишь с первого выстрела - последствия непредсказуемые. Профессиональные охотники стреляют в медведя только в случае, если он начинает «баловать» на их участке, обычно же с ним можно спокойно существовать. А вот шутить с ним не стоит ни при каких условиях. Опять же, из рассказа Валерия: у каждого медведя имеется своя территория, он обычно отмечает ее «метками» - встает на задние лапы для создания видимости больших размеров и делает на деревьях отметки, сдирая когтями передних лап кору на деревьях, а еще трется о сами деревья, оставляя запах. Если на этой территории появляется другой медведь, то он видит метки на стволах деревьях, а по высоте следов от когтей понимает какой высоты, а соответственно и «важности»  «хозяин» этого участка. То есть «хозяин» как бы устрашает своих соперников и предупреждает их о том, что это его территория. Так вот один из охотников, когда в очередной раз пришел к своему охотничьему зимовью, увидел на нем метки медведя. Решил пошутить и сделал подобные же метки, но только выше уже сделанных отметок, то есть как бы показал, что он выше, а значит и сильнее «хозяина тайги». Когда пришел в очередной раз – увидел, что медведь сделал отметки еще выше. Каким образом, непонятно, но сделал. Шутнику показалось предыдущей шутки мало и он делает задиры еще выше. Когда пришел к зимовью в очередной раз – зимовья не было, медведь раскатал его по бревнышкам полностью.  Медведи действительно очень жестко охраняют свою территорию от других конкурентов, так что шутки с ними не проходят. А охотиться на них для местных жителей в целом не представляет интереса, поскольку их мясо не едят: в большинстве своем оно заразно и можно запросто отравиться или заразиться. Такое неоднократно уже бывало. Местные эвенки иногда его едят, а русские предпочитают вообще не употреблять. Так что необходимости в охоте на медведей у местных жителей нет.


Добавлено спустя некоторое время 
   Как-то ненароком затронули тему путешествий. Сказал, что нам очень много пришлось попутешествовать на своей машине не только по России, но и по Украине, Белоруссии, Казахстану. Катерина говорит: я тоже часто путешествую. Автостопом. Не скажу, что у меня рот от удивления открылся, но, скорее всего, мое выражение лица в этот момент было как минимум растерянное. Такого я никак не ожидал. Естественно, что первый вопрос, который я ей задал: «Каким образом?» Оказывается, если нужно уехать в Киренск (это двести километров от Бура) или в Усть-Кут (триста километров) - выходит на пикет и голосует первому попавшемуся дальнобойщику. И, не поверите, но как минимум второй или третий автомобиль останавливается и подвозит без лишних разговоров. Вот наоборот, из Усть-Кута в Бур уехать крайне проблематично, почти никто не останавливается, а с зимника – никаких проблем. Здесь все понимают, что если с ним что-то случится и рядом не окажется помощи – ситуация безвыходная, одному в тайге, тем более зимой,  ни за что не выжить. И если ты не окажешь помощь, то точно также кто-то может не оказать помощь тебе в тяжелой ситуации. Но все равно, отправляться в поездку за двести-триста километров автостопом зимой по зимнику, когда на улице морозы порой за тридцать – сорок и ниже, это может показаться для обычного городского жителя верхом безрассудства и глупости. А здесь это обычные бытовые будни, просто скататься по работе или по необходимости.
   Сразу вспомнились семидесятые, когда жил в поселке Савватеевка под Ангарском и школьником порой приходилось ездить в Ангарск в больницу, магазин, сфотографироваться или еще за чем-то. Учился тогда еще в восьмом-девятом классе всего, а от города 32 километра. В день было всего пять рейсов, и если опоздаешь на очередной автобус или он оказывался переполненным до предела, приходится дожидаться порядка трех с половиной часов. Ждать не хочется, выходишь за город, благо от последней остановки, с которой уезжали в деревню, всего то с полкилометра. И идешь пешком по дороге, если слышишь, что тебя догоняет автомобиль – оборачиваешься и голосуешь. Кто-то проедет мимо, кто-то добросит до ближайшего поворота, когда ему по пути. Часто добирался до дому раньше очередного рейсового автобуса, хотя иногда приходилось пешком проходить до 10-20 километров. Но попутки все равно останавливались достаточно часто. Мне подумалось – а вот сейчас родители отпустили бы своих детей за 32 километра или разрешили бы им ехать на попутках? Почти наверняка – нет! Но затронул этот вопрос не из-за этого. Многие ли сейчас останавливаются, когда им голосуют стоящие на обочине за городом? Про себя честно скажу – исключительно редко, только если вижу, что человек оказывается в какой-то безвыходной ситуации и ему нужно обязательно помочь. Как же сильно мы изменились за тридцать-пятьдесят лет, если не хотим и не желаем бескорыстно помочь просто так не только дальнему, но и порой своему ближнему.
   А здесь на зимнике, эти тридцать-пятьдесят прошедших лет, которые стерли-выжгли нашу совесть и человечность, словно растворяются, исчезают бесследно. Всего лишь небольшой фанерный плакатик сбоку дороги, на котором написано «Зимник», а такое впечатление, что это дверь в совсем другую реальность; дверь, после которой мы снова попадаем в наше детство и юность, где нет подлости, цинизма, корысти, ну или по меньшей мере тогда этого было значительно меньше. Причем, чем дальше проходим за эту дверь, тем больше уходим от современной реальности куда-то туда, на десятилетия назад. Только побывав здесь, вдали от цивилизации, понял, что же мы потеряли за эти годы. В интернете постоянно пестрят видео с рассуждениями, что в результате распада Советского Союза мы потеряли такую огромную страну, ослабили оборонную мощь, развалили промышленность, сельское хозяйство и так далее. Только здесь я понял, что главное, что мы потеряли и о чем в реальности грустит и страдает пожилое поколение, порой вовсе не осознавая того, – совершенно не это. Главная потеря – мы развалили человеческие отношения, забыли о чувстве сострадания и необходимости помочь ближнему и дальнему, потеряли тягу к общению! Все остальное – вторично, третично…
« Последнее редактирование: 03 Марта 2021, 05:54:26 от dieselirk »

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #9 : 04 Марта 2021, 06:30:44 »
   Проговорили несколько часов, ложиться спать легли уже около двух часов ночи. В четыре ночи встал, чтобы прогреть двигатель. Еще с вечера, когда выходил на улицу, заметил, что хорошо примораживает, и чтобы не рисковать, нужно обязательно, хотя бы ненадолго, прогреть двигатель, чтобы не получилось, что утром вообще не смогу его завести. Пошел к машине, два раза прогрел свечи накаливания, машина завелась без проблем, только немного жестче работает, чем обычно. Смотрю на информационную панель, где отображается температура снаружи автомобиля, и немного офигеваю: показывает (-) 36 градусов. При этом знаю, что реальная температура должна быть еще ниже – у меня наружная температура  на табло отображается немного неправильно. Просто до этого не приходилось видеть у себя в «Прадике» такую низкую температуру, поэтому не знал на сколько ошибается градусник при таких морозах. Скажу честно, если бы при выезде из Иркутска я знал, что придется столкнуться с такой температурой – почти однозначно не поехал бы до Бура, развернулись бы после Усть-Кута. Ведь специально дожидался конца зимы, сверялся с погодой на ближайшую неделю, прикидывал, что поскольку температура в Иркутске будет даже ночью порядка (-) 20, то на месте должно быть не более 30 градусов мороза. А здесь – такой подарочек, да еще в такой глухомани! Как оказалось утром, когда посмотрели на градусник – в реальности было (-) 39 градусов! Да-с, ситуация как бы заставляет задуматься о возможных последствиях.
   И как здесь не задумаешься, если перед отъездом поменял все технологические жидкости и масла в двигателе и автомобиле. Ладно, то, что в омыватель стекол была залита фирменная незамерзающая жидкость с температурой замерзания (-) 28 градусов – это еще не столь страшно, посчитал, что если даже разморозит бачек под нее – на работоспособность двигателя это не должно сказаться, доехать домой все равно должны. Сразу вспомнилось, что в мосту и раздатке было залито оригинальное тойотовское масло, температура замерзания которого также всего (-) 28 градусов. Ну думаю все, приплыли! А если мосты замерзнут? Как тронусь с места? Так ведь и коробку автомат можно кончить. Решил все же попробовать, включил пониженную, заднюю. И «Прадик» спокойно пополз назад по колее, которую прорыл с вечера, я даже на газ не нажимал, просто был включен прогрев двигателя и обороты были чуть выше 1000 об\мин. Ладно, успокоился, решил, что утро вечера мудренее, завтра днем должно быть потеплее, как-нибудь выпутаемся из этой ситуации. Короче, решил, что это не такая уж страшная температура, днем будет теплее. Тогда еще не знал, что (-) 39 – это лишь цветочки, ягодки будут впереди! Но тогда, успокоившись, пошел продолжать спать.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9187
  • 1279
    • Россия С.Петербург
Re: поездка на родину отца
« Reply #10 : 04 Марта 2021, 14:50:15 »
А мог бы еще и фотографии разместить для пущего погружения в тему  ;)

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #11 : 04 Марта 2021, 16:50:30 »
А мог бы еще и фотографии разместить для пущего погружения в тему  ;)
хорошо, в выходные набросаю. В форуме много места займет, подскажите куда проще всего сбросить. Могу и видео туда же слить.

Добавлено спустя некоторое время 
   Проснулись в восьмом часу утра. Помылись, нас снова за стол, опять полный стол яств. Больше всего запомнился еще один деликатес – мороженая печень сохатого. Чтобы было понятнее – просто сырая печень, замороженная. Попробовал. При попадании в рот начинает таять как привычное нам мороженое, даже жевать практически не приходится. Вкус очень специфический, но еще более специфическим он становится, когда печень попадает на корень вашего языка, срабатывают уже другие рецепторы и вкус становится совершенно другим. Впечатления трудно передать. В первый раз пробуя этот деликатес, очень трудно сделать какие- либо однозначные выводы. Точно могу сказать, что противно, невкусно или безразлично мне не было, но и ощущение, что сразу очень понравилось, не возникло. Это в какой-то мере сродни тому, когда ты первый раз пробуешь другие специфические сибирские блюда, такие как расколотка, строганина или рыба «с душком». Первый раз, обычно, настороженно и с опаской, во второй раз уже с интересом, а через неделю вас уже за шиворот не оттащить  от этой еды. Кто-то, возможно, пробовал все это, а кто-то в глаза ни разу не видывал ничего из перечисленного. Тогда он многое потерял!  😊 Но еще раз повторю, чтобы прочувствовать все это, одного раза вам будет однозначно недостаточно, нужно попробовать это хотя бы несколько раз и лучше, если не в городской квартире одновременно с пирожными, чипсами и бургерами, а где-нибудь зимой на природе, на даче или в деревне. А еще лучше, если вы перед этим немного поработаете физически на свежем воздухе! Вот тогда ассоциации будут совершенно другими, а впечатления от отведанного – незабываемыми!
   Вспомнилось, как в первый раз попробовал рыбу «с душком». Уже точно не помню кто ее привез тогда, отец из поездки на родину или его сестра Елизавета Петровна, но точно помню, что привезли целое ведро рыбы, причем действительно отборной  – хариус и сиг. Ведро поставили на веранду, домой заносить не стали. Причина кроется в самом названии – рыба «с душком», то есть с запахом. С запахом – это, пожалуй, слишком мягко сказано, если приоткрыть ведро, то в нос сразу же бьет, как от полежавшей, начавшей портиться рыбы. Мухи, точно, мгновенно начали бы слетаться на такой «деликатес». 😊 В первый раз, когда увидел эту рыбу, прямо скажу, никакого желания, даже просто попробовать ее на вкус, не было. Даже уговоры отца не помогли. Тогда он выбрал из ведра самую свежую рыбину, промыл ее и только после этого дал попробовать. Запах вроде бы совсем незначительный был, и я решил проверить на вкус, что это такое. Попробовал, как ни странно, но было очень вкусно. После этого каждый день регулярно зачастил к ведру, причем запах рыбы меня уже абсолютно не отпугивал. 😊 Даже когда содержимое ведра в конце концов закончилось, еще несколько раз по привычке продолжал подходить к нему, чтобы попытаться достать из него «деликатес». Думаю, что те, кто пробовал его, поймут меня.

*

alex diesel spb

  • Глобальный модератор
  • *****
  • 9187
  • 1279
    • Россия С.Петербург
Re: поездка на родину отца
« Reply #12 : 04 Марта 2021, 18:33:00 »
Цитировать
В форуме много места займет, подскажите куда проще всего сбросить.
Во всем что я здесь напишу тебе поможет Лера.
1) Заведи себе аккаунт в Яндексе и в Яндексе же создай себе Яндекс-диск. Там у тебя будет , кажись 10 Гб пространства. Создашь на диске папку (альбом) и откроешь для него свободный доступ. На остальном постранстве диска можешь хранить все что угодно и открывать и скачивать на ЛЮБОМ компьютере по своему паролю. Ссылку на альбом размещаешь в своей статье.
2) Открываешь програмvу PAINT. Это СТАНДАРТНАЯ программа в любой Винде. То есть открываешь меню ПУСК, в левом столбце тискаешь ВСЕ ПРОГРАММЫ и там находишь СТАНДАРТНЫЕ и в стандартных находишь PAINT. В эторй программе открываешь любую фотографию и во вкладке ГЛАВНАЯ находишь ИЗМЕНИТЬ РАЗМЕР. На приложенном образце указано стрелкой. Откроется окно в котором нужно выбрать изменение размера в процентах или в пикселях. В пикселях удобнее .
Затем имеющийся наибольший размер изображения (по высоте или по ширине) заменяешь на 500 или 600, как это выглядит на примере. Второй размер изменится автоматически. Далее выбираешь СОХРАНИТЬ КАК и складываешь фотку в заранее заготовленную папку на компе. Таким образом фотку в примере я облегчил с 2Мб до 130 Кб и нагрузки на сервер не будет, а впечатление от повести будет куда как внушительным.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #13 : 05 Марта 2021, 05:41:31 »
Во всем что я здесь напишу тебе поможет Лера.
Спасибо Александр Юрьевич! В выходные потренируюсь.

Добавлено спустя некоторое время 
   После завтрака Валера повел меня на экскурсию по деревне. Когда заходили домой вечером и ходил прогреть машину ночью, было темно, ничего не видать, поэтому что-либо рассмотреть ни в переулке, ни в ограде не получилось. А здесь уже рассвело, все видно и что меня удивило в первую очередь – все тропинки между строениями в ограде деревянные, сделаны из основательных досок. Сами строения тоже основательные, деревянные. Выходим из калитки и перед нами сразу река. Вид на другой берег красивейший. Силуэты елей резко выделяются на фоне реки, покрытой снегом. Улица проходит буквально по самому краю небольшого обрыва, то есть вдоль домов идет узенькая тропинка, рассчитанная максимально на проезд снегоходов, сразу после нее обрыв к берегу реки, там расположены лодки, ну и, собственно, сама река. Называется Непа. Летом она не очень глубокая, но весной сильно разливается и во время летохода постоянно подмывает берега со стороны села. По рассказам старожилов, раньше от домов до реки было достаточно большое расстояние и там даже стояли бани, но за последние пятьдесят-сто лет она вплотную приблизилась к домам, смыв многие строения. Что интересно, с другой стороны реки растет тальник и противоположный река не подмывает. А со стороны деревни его срезали еще в начале прошлого века пришедшие с гражданской войны солдаты. Насмотревшись в больших городах на набережные и виды с них, они решили, что если вырезать тальник, то будет также очень красивый вид на другую сторону реки. Вид действительно получился прекрасный, но вот корневая система от тальника, которая укрепляла берег реки, была нарушена и река стала стремительно подмывать берег со стороны села.
   На противоположном берегу расположен аэродром. Раньше на него приземлялись не только вертолеты, но даже небольшие самолеты, причем сообщение было регулярное и они прилетали по несколько раз в неделю . В советские времена в деревне размещалась база снабжения геологических партий, геологов было очень много, снабжение также очень хорошее.  Сейчас только вертолеты, прилетающие летом два-три раза в месяц. Дело в том, что в летнее время, а также весной и осенью, когда прекращает функционировать зимник, добраться до села с «большой земли» можно только вертолетами  с районных центров  Киренска или Ербогачена, ну или на лодках по реке до ближайшей деревни. Только если расстояние напрямик до ближайшей деревни будет, предположим, 150 километров, то по реке, как минимум, в двое больше. Вот и представьте, сколько времени потребуется, чтобы добраться до ближайшего населенного пункта по реке в случае отсутствия авиации.  А ведь даже в пятидесятые годы прошлого века авиации там не было. Были лошади или олени, вот на них и передвигались.
   Отлично помню воспоминания отца, как он добирался до деревни после демобилизации из армии после службы в Китае в начале пятидесятых. В Китае он купил дешевенькие подарки для всех своих родственников. Их, демобилизованных,  довезли до ближайшего районного центра в Киренске, выдали ему совсем небольшую сумму на то, чтобы добрался до дому на лошадях. Денег хватало только-только на дорогу, а как приедешь к отцу-матери и родственникам, и без угощения? Он купил на все оставшиеся деньги, которые предназначались для оплаты за дорогу из Киренска в Бур, продуктов и водки, чтобы отметить свой приезд домой. А сам пошел пешком в деревню. А там расстояние почти двести километров по таежной дороге, рассчитанной только на лошадей. Моя двоюродная сестра, Вика, недавно вспоминала, она тогда была совсем маленькой девчёнкой, как все его тетки понадевали разноцветные шарфы, которые он им подарил, на головы, и хвастались друг перед другом у кого красивее. 😊 У всех они были разных цветов! Принято тогда это было, как вообще можно было приехать в деревню и без подарков всем своим родственникам и знакомым?! Сейчас понимаю, что современные обычаи и нравы абсолютно не похожи на присущие нашим отцам и дедам.

*

dieselirk

  • Администратор
  • *****
  • 10587
  • 622
    • Иркутск Россия
    • Все о дизеле
Re: поездка на родину отца
« Reply #14 : 06 Марта 2021, 07:52:25 »
   Попросил Валерия, чтобы он показал мне дом моего деда и отца. Думал, что придется идти куда-то далеко, а оказалось, что он расположен буквально через два дома. Как-то неожиданно оказалось, я даже не успел настроиться и внутренне подготовиться. Раз, и вот передо мной то, к чему я, собственно, стремился и так давно хотел увидеть. Мне еще до поездки рассказывали, что в доме никто не живет, двери заколочены, предыдущие хозяева давно уже уехали. Как бы был готов к тому, что увижу, но здесь немного растерялся. Сделал несколько фотографий, посмотрел внутрь через разбитое окно, даже постарался сделать видео того, что увидел в доме. Помню печь в доме, помню, что пытался настроиться на то, что это все же дом моего деда, бабушки, моего отца. А сейчас пытаюсь вспомнить подробности и не могу. Как будто в пелене все, даже печь описать не смогу, что внутри дома не помню, как выглядит крыша у дома тоже не помню. Такое впечатление, что перед моим сознанием поставили стену, чтобы не смог через нее пройти и прикоснуться к тому, к чему стремился. Не могу определить даже для себя, что это было: самозащита моего собственного сознания от ЧЕГО ТО, чего я и сам пока не осознал, не прочувствовал, или это меня сознательно не допустили к ЧЕМУ ТО, поскольку посчитали еще не готовым воспринять это. Так или иначе, но, когда я приехал домой и стал просматривать свои фотографии и видео, сделанные в деревне, увидел, что фотография дома со стороны, где жил дедушка, всего лишь одна. Остальных фотографий не сохранилось, видео, которое пытался сделать в разбитое окно, также отсутствует. Случайность, стечение обстоятельств, мистика? Не знаю. Но уже сейчас, постоянно возвращаясь мыслями к поездке, мне почему-то кажется, что мне дали отсрочку во времени, чтобы все обдумал, собрался с мыслями, сделал правильные выводы и когда буду готов всё принять – только тогда можно будет вновь приехать на то же самое место.
   Дом разделен на две половины и из рассказов моих двоюродных сестры и брата, живущих в Иркутске, получалось, что дед с бабушкой и детьми жили в левой половине, а в правой находился детский сад. Вот правую сторону мне удалось подробнее сфотографировать и сбоку, и сзади. Ее видимо купили недавно, вырезали в боковой стенке здоровенный проём, установили большие въездные ворота и сделали там гараж для машины. По цвету свежих затесов на бревнах понял, что сделано это буквально год-два назад.
Данная часть была написана и я собирался уже сбросить ее в форум, но Александр Юрьевич попросил разместить здесь еще и фотографии о поездке, а поскольку по дороге в основном фотографировала Лена, то решили скопировать  ее фотографии мне на компьютер, а затем уже выбрать из них наиболее интересные. И вот здесь мы были удивлены еще больше. Она ведь тоже сделала несколько фотографий дома моего деда и тоже самое – ни одна из них не сохранилась в памяти телефона. Причем она подходила к нему не с нами, ее провела к нему Татьяна намного позднее нас. То есть, фотографировали в разное время, разными фотоаппаратами, в присутствии разных людей, а результат один и тот же.



Добавлено спустя некоторое время 
   Постояли немного и пошли дальше. На ближайшей улице на одном из домов увидел табличку «улица 5 братьев Кузаковых». Еще до поездки «прошерстил» интернет с целью узнать как можно больше о селе Бур, там прочитал, что в настоящий момент здесь живет 122 человека, имеется шесть улиц, в том числе и та, название которой увидел на доме. Меня заинтересовала тогда эта информация, решил узнать почему ее так назвали. Сестра Вика рассказала, что во время войны у одной из женщин села погибли все пять ее сыновей. Она до сих пор помнит, как та, вся почерневшая от горя, очень часто сидела перед своим домом с завязанным узелком. У нее спрашивали куда она собралась, а она говорила, что нужно идти встречать сыновей, они возвращаются с войны, вот собрала продукты, чтобы покормить их по дороге. Так, тихо, незаметно, и сошла с ума от горя и одиночества.
   Чуть выше, на пригорке, памятник воинам-участникам в Великой Отечественной войне. Подходим, все занесено снегом. Только свернули с тропинки – и сразу провалились в сугробы выше, чем по колено, наметенные вокруг памятника и оградки. Открыли калитку, смели снег с памятника, с надписей на нем, смотрю на два столбца фамилий, высеченных на памятнике, и возникает небольшая оторопь: из тридцати двух фамилий только три незнакомые: две – Потакуев, одна – Салаткин. Остальные – Кузаков…
   Чувства, испытанные при этом, трудно передать: удивление, гордость, понимание того, что твои родственники и однофамильцы, носящие ту же фамилию, что и ты, тоже защищали Родину во время Великой Отечественной войны. Не многие из них вернулись с войны. В первый момент, честно признаюсь, возникло удивление от такого количества однофамильцев в одной деревне, фамилии и инициалы которых выбиты на одном памятнике. Думаю, что вы были бы удивлены не меньше меня, если бы столкнулись с подобной ситуацией, не часто такое можно увидеть, ой как не часто!
   Что интересно, в течении всего времени, пока мы находились в Буру, я постоянно ощущал какую-то нереальность происходящего, как будто попали в замороженное, законсервированное время. Словно остановилось не только время, но и воздух вокруг тебя. С утра вообще не было никакого ветра, даже дым из печных труб над домами в деревне поднимался строго вертикально. Просматривая свои видео уже дома, увидел, что только часа через два после нашего выхода из дома появилось какое-то движение воздуха. Но даже оно не ощущалось, разглядел это только на отснятом видео.
« Последнее редактирование: 07 Марта 2021, 07:32:24 от dieselirk »